«А когда родители узнают - с долгом уже вся семья справиться не может»

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
17 февраля 2024, 10:30

Глава ФСПП заявил о необходимости ограничить выдачу россиянам «моментальных» денег. В Думе подготовлен законопроект, предлагающий втрое снизить процентные ставки по микрокредитам и ограничить штрафы за просрочку платежей, сообщил «Моноклю» представитель партии-разработчика.

Коллаж: Тамара Ларина
Читайте Monocle.ru в

С МФО «что-то надо делать»

Директор Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России Дмитрий Аристов выступил в Общественной палате РФ, и затем в ходе обсуждения одной из тем стало предоставление россиянам кредитов микрофинансовыми организациями (МФО).

Как заявил глава ФСПП, он считает необходимым урегулировать сферу легких микрокредитов, затягивающих людей в долги.

Дмитрий Аристов обратил внимание ОП на тот факт, что в одном из регионов по дороге из аэропорта он за 10 минут насчитал 250 рекламных конструкций о выдаче микрофинансовых кредитов - «быстрых», «легких», «моментальных» денег. «Играют на чувствах и на потребностях, иногда, может, завышенных. С этим что-то надо делать. Тем более, что сейчас это все уходит в онлайн», - отметил главный судебный пристав

«Я думаю, если мы проведем социологический опрос у заемщиков микрофинансовых организаций, которые у нас стали должниками по исполнительным производствам - на что они их брали, кредиты? Скорее всего, это будут кредиты на предметы бытового обихода, на технику, на отдых на море», - передает ТАСС слова Дмитрия Аристова.

«Потребности людей понятны, но надо соразмерять свои потребности со своими возможностями, - убежден он. - А что происходит? Сидят на лекции, у соседки телефон, ей самой 18 лет - то есть паспорт на руках. Полчаса посмотрела, решила, что тоже хочет такой. Заходит в магазин электроники и как ни странно - тут же в соседнем подъезде микрофинансовая организация. Совершенно случайно! Что она делает? Оформляет договор, берет телефон, радуется неделю, родителям не говорит, а когда родители узнают - с долгом уже вся семья справиться не может».

Проблема заемщиков, которые попадают в долговые ямы из-за необдуманных решений о займе, требует тщательного рассмотрения и возможно – введения новых нормативных актов или ужесточения существующих, соглашается арбитражный управляющий, основатель ЮРЛ Групп Семен Николаев. По его мнению, необходимы такие шаги, как разработка нормативной базы, психологическая поддержка должников, регламентация рекламы микрокредитов: А также – усиление контроля за рекламными кампаниями микрофинансовых организаций для предотвращения вводящих в заблуждение предложений, усиление ответственности МФО.

Представитель ЛДПР: нужно жестко пресекать попытки нажиться на доверчивости граждан

«Недопустимо, когда гражданину арестовывают, к примеру, единственную квартиру из‑за незначительного по сравнению с ее стоимостью микрокредита. Более того, ЛДПР уже подготовила законопроект, которым предлагается втрое снизить процентные ставки по микрокредитам», –  заявил «Моноклю первый зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев.

Сегодня микрофинансовые организации на вполне законных основаниях могут брать с заемщика 0,8% в день или 292% годовых. То есть вместо взятых в долг 10 тыс. рублей через год придется отдать почти 40! Многие берут микрокредиты от зарплаты до зарплаты, на короткий срок, и в силу финансовой неграмотности просто не представляют себе реальных масштабов происходящего в их отношении грабежа. ЛДПР предлагает как минимум втрое снизить ставки по микрокредитам и на 30% сократить любые штрафные санкции, если кредит изначально берется на длительный срок.

Как отмечает Владимир Кошелев, часто граждане влезают в крупные долги перед МФО по неопытности. «Микрофинансовая кабала –  задумка для быстрого обогащения нечистых на руку дельцов, за счет не очень грамотных или попавших в отчаянное положение людей. Разного рода “быстрые деньги” до сих пор свободно рекламируются у нас на каждом углу, словно это обычная упаковка чипсов, а не сложный и рискованный финансовый инструмент. Такую безответственную рекламу необходимо ограничивать в той же мере, как рекламу алкоголя и табака. Потому что последствия от злоупотребления такими “продуктами” очень похожи – это долги, проблемы в жизни, нищета и безнадёга. Нужно жестко пресекать попытки нажиться на доверчивости наших граждан», – уверен он.