Основные макроэкономические итоги недели

19 февраля 2024, 11:08
Коллаж: Тамара Ларина

Хотя Банк России оставил в пятницу ключевую ставку без изменения, на уровне 16% годовых, обновленный среднесрочный прогноз Неглинной свидетельствует о существенном ухудшении кредитно-денежных условий в текущем и будущем годах. Среднегодовые прогнозные значения ключевой ставки на 2024 и 2025 гг. ЦБ повысил против версии прогноза на конец октября на один процентный пункт — до 13,5-15,5% и 8-10% годовых соответственно. Это значит, что ключевая ставка начнет снижаться позднее и будет двигаться вниз медленнее, чем ранее рассчитывал регулятор. И это притом, что ожидания по инфляции у ЦБ практически не изменились — прирост среднегодового ИПЦ ожидается в диапазоне 6,0-6,5% в текущем году и закрепление у таргета в 4% в 2025-2026 годах.

Таким образом, реальная ключевая ставка в нынешнем году окажется на уровне около 8% годовых и около 5% в 2025 году против 3,8% в 2023 году и отрицательной реальной ставке в 2020-2021 гг. Это означает, что как минимум до конца будущего года ЦБ намерен придерживаться сверхжесткой денежной политики.

Прогноз роста ВВП на текущий год хотя и повышен на 0,5 проц.пункта, остается крайне консервативным (1-2%), что ЦБ склонен рассматривать, скорее, позитивно, как ликвидацию нежелательного «перегрева» экономики.

При этом ЦБ признает снижение инфляционного давления: в среднем за декабрь — январь текущий рост цен с поправкой на сезонность снизился до 6,6% в пересчете на год (по сравнению с 11,5% в осенние месяцы). Тем не менее, по мнению Неглинной, судить об устойчивости складывающихся тенденций преждевременно.

«Неопределенность относительно скорости, с которой будут развиваться дезинфляционные процессы, сохраняется. Поэтому для устойчивого возвращения инфляции к цели нам потребуется поддерживать жесткие денежно-кредитные условия продолжительное время», — заявила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина в пятницу, комментируя решение по ставке.

Превышение выручки от экспорта в токсичных валютах (долларах США и евро) над спросом на импорт в них же в декабре составило всего 2,3 млрд долл — в четыре с лишним раза меньше профицита баланса внешней товарной торговли (9,7 млрд долл.). Сохранение столь узкого сегмента рынка токсичных валют создает объективный контекст для повышенной волатильности обменного курса. Наиболее критичное сжатие рассматриваемый показатель претерпел летом прошлого года (на минимуме в июле он составил всего 0,53 млрд долл), что послужило важным триггером ослабления рубля. В последние месяцы прошлого года профицит в токсичных валютах немного подрос и колеблется в диапазоне от полутора до трех миллиардов долларов.

Банк России обнародовал данные о корпоративном кредитовании в декабре 2023 года. Итоги вышли обескураживающими: новых кредитов нефинансовым предприятиям банки выдали на невероятную сумму в 6,66 трлн рублей. Сорокапроцентный прирост к ноябрю скептики могли бы отнести на счет сезонности — последний месяц года действительно щедр на кредиты (цепочка здесь раскручивается от доходов — в декабре каждый год всплеск поступлений у получателей бюджетных средств, да и хозяйственные договора, как правило, закрываются окончательно либо промежуточно последним месяцем года; эти средства так или иначе поступают в банковскую систему и формируют ресурсы для кредитования), но в прошедшем декабре корпоративных кредитов было выдано на 15% больше, чем в 2022 году и на 27% больше, чем в 2021-м. И это несмотря на очередное повышение ключевой ставки ЦБ в позапрошлом месяце.