Под рынком танкеров обнаружилась мина замедленного действия

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
26 февраля 2024, 17:49

В то время как недоступность короткого маршрута через Красное моря резко увеличила нагрузку на танкерный флот, оказалось, что в этом году судостроители спустят на воду минимальное за четыре десятилетия количество нефтяных супертанкеров.

APC

В последнее время начало резко снижаться количество новых танкеров. И при этом дефицит танкеров, как подчеркивает Bloomberg, сейчас существенно усилили нападения хуситов в Красном море, фактически закрывшие для судоходства этот важнейший торговый маршрут между Европой и Азией.

К примеру, в текущем году танкерный флот получит минимальное почти за 40 лет пополнение — 2, приблизительно на 90% (!) меньше среднего показателя в этом веке. Так сказались ожидания замены ископаемых видов топлива на возобновляемые источники энергии. На их основе прогнозируют снижение в долгосрочной перспективе спроса на «черное золото». А значит, не нужны, мол, и новые танкеры. Наряду с этим, рынок танкерных перевозок остудило соглашение ОПЕК+ об ограничении добычи нефти.

Но теперь закрытие Красного моря привело к кратному удлинению маршрутов транспортировки наливных грузов, включая нефть. А еще прежде того, произошла смена направлений и способов экспорта российской нефти, как результат санкций. Все это потребовало большего числа танкеров, вызвав резкий рост тарифов.

«Последствия этих причин и обстоятельств можно увидеть каждый день в морских перевозках в целом и, думаю, особенно в транспортировке нефти и нефтепродуктов танкерами», — прокомментировал агентству Bloomberg эту ситуацию топ-менеджер Euronav NV Александер Саверис.

Торговые суда и особенно контейнеровозы начали отказываться от плавания по Красному морю почти сразу же после начала нападений хуситов в ноябре прошлого года. Но танкеры с нефтью и нефтепродуктами еще какое-то время пользовались коротким маршрутом.

Все изменилось в январе 2024 года, после того, как американские и британские военные начали наносить удары по территории Йемена в надежде уничтожить военную инфраструктуру хуситов и прекратить их нападения на торговые суда. Однако этим надеждам не было суждено сбыться. Напротив, произошло обострение обстановки в Красном море и от этого маршрута сейчас отказались даже самые смелые и отчаянные владельцы танкеров.

«На рынке танкеров сложилась тяжелая обстановка, особенно для танкеров, перевозящих сырую нефть, — объясняет начальник отдела исследований судоходной компании Banchero Costa Энрико Паглия. — Причем в будущем все станет еще хуже», — прогнозирует он.

Морские перевозки – очень волатильный бизнес, в котором часты как взлеты, так и обвалы. В 2020 году в морских перевозках нефти царил бум и средние дневные тарифы аренды танкеров достигали 100 тыс. долларов. Затем в дело вмешался ОПЕК со своими союзниками. В результате соглашения ОПЕК+ по снижению добычи нефти в перевозках нефти наступил длительный спад.

Сейчас ситуация вновь изменилась. Во-первых, еще в 2022 году, т.е. до атак хуситов, длительность перевозок резко выросла из-за изменения потоков российской нефти с запада на восток: вместо нескольких дней из Балтийского в Северное море они теперь занимают несколько недель. После закрытия Красного моря продолжительность еще больше увеличилась. Главный аналитик по танкерам S&P Global Commodity Insights Фотиос Катсулас фиксирует рост уровня занятости судов и полагает, что обстановка в Красном море меняет фундаментальные характеристики рынка.

Тем временем, у судостроителей оказались едва ли не рекордно пустыми книги заказов на танкеры. В текущем году они спустят на воду, по данным Banchero Costa, два супертанкера, а в следующем лишь немногим больше — 5. Для сравнения: в 2022 году флот супертанкеров пополнился 42 судами.

Сейчас количество заказов начинает расти. Но во-первых, это происходит очень медленно, а во-вторых, строительство супертанкера — процесс долгий и занимает годы. К тому же, не следует думать, что судостроители сидят без работы и только и ждут, когда к ним придут с заказом на какой-нибудь, хотя бы «небольшой супертанкер».

Нет, они завалены заказами на контейнеровозы. Спрос на последние взлетел до небес во время коронавирусной пандемии. Как, следует добавить, и на газовозы для перевозки сжиженного газа (кажется этого писать уже не следовало, у некоторых читателей могут не выдержать нервы).

Чтобы немного успокоиться, можно, кончно, вспомнить, что участники соглашения ОПЕК+ сохраняют ограничения по добыче нефти. Сейчас её в море меньше, чем в прошлом году. 

И все же в целом настроения на очень сложном, труднопрогнозируемом и волатильном рынке морских перевозок нефти и нефтепродуктов все больше склоняются в сторону бычьего рынка.

«С учетом ограниченного количества заказов, быстро стареющего флота, его общего тоннажа, все больше не отвечающего требованиям спроса, в обозримом будущем владельцам танкеров можно не беспокоиться», — делает прогноз Энрико Паглия из Banchero Costa. Да, но о владельцах, а также об импортерах нефти этого не скажешь.