Теперь никто никогда не узнает, сумел бы электромобиль, выпускаемый IT-гигантом Apple, составить конкуренцию электромобилю Tesla Илона Маска. Производитель смартфонов и других гаджетов объявил о закрытии проекта создания собственного электромобиля с функциями автономного вождения, которым занимался почти 10 лет.
О закрытии проекта и о том, что занимавшиеся им сотрудники будут распределены по другим проектам или уволены, было объявлено 27 февраля на внутреннем совещании. Как сообщает New York Times, основная часть «электромобилестроителей» будет направлена в подразделение, работающее с искусственным интеллектом. За это направление в Apple, к слову, отвечает Джон Джианнадреа, известный специалист по искусственному интеллекту, чья карьера ранее была связана с Netscape Communications и с Google.
Несмотря на то, что работа над проектом проходила в обстановке секретности и прототип так и не был представлен публике, это был секрет полишинеля, потому что «яблочный» электромобиль проходил испытания на общественных калифорнийских дорогах. Это обстоятельство, кстати, делает закрытие проекта еще более странным, потому что Apple крайне редко закрывает такие широко известные и «высокопрофильные» проекты.
В последние годы Apple усиленно ищет новые пути развития и роста, при этом, естественно, не отказываясь от своего главного продукта — iPhone. Возможно, компания потому и занята поиском новых направлений, что приверженцы её смартфонов стали реже покупать новые модели и чаще проводить апгрейды старых аппаратов.
Глава Apple Тим Кук неоднократно публично намекал, что автопром может стать одним из новых интересов компании. Apple много лет испытывал сотни автомобилей, снабженных технологией автономного вождения. В то же время, о закрытом теперь проекте известно немного: его рабочее название — Проект 172, а название электромобиля — «Титан».
Естественно, предполагалось, что «Титан» составит конкуренцию Tesla. Не секрет также то, что работа над ним шла медленно и трудно, что за 10 лет было закрыто немало направлений и что были уволены или переведены на другие участки десятки сотрудников. Смета проекта 172 держится, конечно, в тайне, но очевидно, что речь идет о миллиардах долларов.
Тим Кук уделял созданию «Титана» немало внимания в надежде опровергнуть слухи, что Apple начал терять способность делать что-то по-настоящему новое и инновационное и живет старым багажом. Эти разговоры возникли не на пустом месте, потому что при нем «Яблоко» действительно выпустило совсем немного новых гаджетов, таких, как, например, Apple Watch. Но надо отдать должное, этот аксессуар сейчас является несомненным лидером на рынке умных часов. В списке инновационных продуктов также умная колонка Apple HomePod, которая, однако, в финансовом отношении провалилась; а также совсем недавно появившиеся в магазинах очки виртуальной реальности Apple Vision Pro за немалые 3,5 тыс. долларов.
И это всё, несмотря на то, что Тим Кук не жалеет денег на развитие новых технологий. Достаточно сказать, что за последние пять лет расходы руководимой им компании на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (R&D) составили внушительные 113 млрд долларов.
Однако автомобиль оказался, по-видимому, слишком отличным от всего, что действительно умеет делать Apple, «устройством». До сих пор компании, выпускавшие электронику любых типов, и компании, чья продукция - транспортные средства, никогда не совмещались в одном лице. И хотя про Маска тоже можно сказать, что он совместил несовместимые прежде космолеты и колесные транспорные средства, видимо, между ними оказалось общего больше, чем у телефона и фаэтона. В конце концов, и у космического челнока были колеса.