ТАСС: русскую оперу сформировал идейный спор Чайковского и «Могучей кучки»

21 марта 2024, 14:51
«Могучая кучка». Балакиревский кружок. Худ. А. М. Михайлов
«Могучая кучка». Балакиревский кружок.

Как напомнило сегодня информационное агентство ТАСС, 21 марта 185 лет назад родился Модест Петрович Мусоргский, русский композитор, автор опер «Борис Годунов» и «Хованщина», член балакиревского кружка, также известного как «Могучая кучка». Плодотворое противостояние Петра Чайковского и «Могучей кучки» завершило процесс формирования национальной музыкальной традиции, отмечает агентство.

1860–1870-е годы были в России временем реформ и бурных дискуссий о судьбе страны. В музыкальной сфере ярким явлением стала деятельность членов «Могучей кучки»: Модеста Мусоргского, Александра Бородина, Николая Римского-Корсакова, Цезаря Кюи и их наставника Милия Балакирева. Все они были самоучками и часто совмещали музыкальную деятельность с основной профессией: Бородин был химиком, Мусоргский — сначала офицером, а потом чиновником, Кюи — военным инженером.

В историю вошел их идейный спор с основателем первой русской консерватории Антоном Рубинштейном и его учеником Петром Чайковским. Взгляды членов балакиревского кружка и сторонников консерваторского образования были зачастую противоположными.

Так, по оценке ТАСС, для композиторов «Могучей кучки» были характерны русские сюжеты, историчность, но, несмотря на такой традиционализм —революционные изменения в звучании. Им сопутствовала стихийность произведений, а также отношение к музыке, как к хобби. Для Чайковского же и Рубинштейна в творчестве характерно обращение к европейским сюжетам, вневременность, изящество, изменения в звучании — эволюционные, а отношение к музыке — как профессии.

Но при этом именно вместе они завершили процесс формирования национальной музыкальной традиции, вершиной которой в то время стала опера.