Положительное сальдо текущего счета платежного баланса в первом квартале 2024 года подскочило до 22 млрд долларов — это почти на 43% больше января-марта 2023 года, сообщил ЦБ. Баланс торговли товарами вырос едва заметно, на 2,3%, до 31,1 млрд долларов. Зато резко, примерно на 40%, сократился дефицит в торговле услугами и примерно столь же интенсивно сжался негатив в балансе первичных и вторичных доходов.
Значительное увеличение товарного экспорта в марте (он вырос до 16,7 млрд долларов, более чем вдвое к февралю) закономерно привело к росту нетто-продаж валюты российскими экспортерами. Согласно свежим данным ежемесячного мониторинга Банка России, продажи 29 крупнейших экспортеров в прошлом месяце выросли на 16% к февралю, до 12,1 млрд долларов. Тем не менее, это не остановило плавное ослабление рубля — за март его курс к доллару снизился на полтора процента. Ползучая девальвация продолжилась и в апреле. Дело в том, что обязательная продажа валюты формирует всего около десятой части оборота внутреннего биржевого валютного рынка.
В марте потребительская инфляция замедлилась до 0,39% в месячном выражении, годовой рост цен — к марту 2023 года — увеличился до 7,72%. В секторе продовольственных товаров рост цен замедлился до 0,17% м/м за счет удешевления плодоовощной продукции (-2,09%). В сегменте непродовольственных товаров рост цен сохранился практически на уровне февраля (0,27%): подешевели отечественные легковые автомобили, электротовары и другие бытовые приборы. В секторе услуг инфляция замедлилась до 0,83%.
Сводка Минфина о предварительной оценке исполнения бюджета в первом квартале принесла обнадеживающие итоги. Доходная часть исполнена в размере 8,7 трлн рублей, что более чем в полтора раза превышает доходы января-марта 2023 года. Расходы тоже опережают прошлогодний график, но не так значительно — они достигли 9,3 трлн. рублей, + 20% к январю-марту прошлого года. Квартальный дефицит — всего 607 млрд рублей или 0,3% ВВП.
Уточнение Федеральным Казначейством оперативных данных Минфина за январь-февраль скорректировало вниз оценку расходов на 341 млрд рублей, соответственно на эту же сумму была завышена первая оценка февральского дефицита — его истинное значение, как теперь выясняется, чуть превысило 1 трлн рублей. Тем не менее, налицо более чем восьмикратный рост дефицита в феврале по отношению к январю, когда он составил 124 млрд рублей. Февральский скачок расходов Минфин объяснял оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуем расходам.
Однако уже в марте график исполнения расходной части нормализовался — расходы марта снизились на 13% по отношению к февралю, до 3,17 трлн рублей. Одновременно резко выросли доходы, как нефтегазовые (1,3 трлн рублей, +38% к февралю), так и ненефтегазовые (2,4 трлн рублей, +42%). В результате по итогам марта федеральный бюджет оказался в изрядном плюсе — профицит превысил полтриллиона рублей.
Доля нефтегазовых доходов в суммарных доходах федерального бюджета по итогам первого квартала составила 35,4%. Десять лет назад эта доля составляла 52%.