К «Байкалу» и «Ладоге» добавляется «Освей»

Николай Ульянов
заместитель главного редактора, редактор отдела промышленности «Монокль»
18 апреля 2024, 14:49

Россия и Беларусь реализуют проект по выпуску легкого самолета для местных линий, который может заменить «выпавший из обоймы» чешский L-410.

Уральский завод гражданской авиации (УЗГА).
Сборочный цех УЗГА

Еще один шаг по пути создания самолета для местных авиалиний сделан Россией и Беларусью.. Реализация этого проекта позволит соседней стране войти в клуб авиастроительных держав, а России – получить дополнительные производственные мощности для выпуска самолетов.

На днях между странами было подписано межправительственное соглашение, которое предполагает разработку и производство двухдвигательного легкого самолета «Освей», рассчитанного на перевозку 19 пассажиров. Он получил свое название от второго по величине в Беларуси озера – Освейского. Тем самым была продолжена традиция давать такого рода названия легким самолетам.

Напомним, что в России в стадии выхода на серийное производство находятся однодвигательный «Байкал», вместимостью до 9 человек, и оснащенная двумя моторами «Ладога», способная перевозить 44 пассажира. Оба воздушных судна готовятся к выпуску на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА).

«Освей» призван заменить на российских воздушных линиях самолет L-410, который с 2018 года выпускался Уральским заводом гражданской авиации по лицензии чешского производителя Aircraft Industries. Новый легкий самолет займет промежуточную позицию с точки зрения пассажировместимости в линейке воздушных судов, предназначенных для местных линий. 
УЗГА участвует в проекте по созданию самолета «Освей» как головной исполнитель с российской стороны. Он же будет держателем сертификата типа по проекту «Освей».

С белорусской стороны в проект входит ОАО «558 авиационный ремонтный завод» (558 АРЗ). Это предприятие на 100% принадлежит государству и подконтрольно Государственному военно-промышленному комитету республики Беларусь. «558 АРЗ» занимается ремонтом и модернизацией самолетов семейства МиГ и Су, а также вертолетов от ОКБ М.Л.Миля.

К производству комплектующих может быть привлечен «Минский завод гражданской авиации №407». Этот завод специализируется на ремонте самолетов Ту-134, Як-40 и Як-52, а также производстве комплектующих для них.

Объем инвестиций в создание «Освея» не раскрывается.
Разработка самолета будет вестись совместно конструкторскими бюро России и Беларуси. Производство комплектующих и авиационных систем также будет организовано как на российских, так и на белорусских предприятиях.

Что касается окончательной сборки самолета, то, как следует из текста соглашения, каждая из сторон возьмет на себя сборку 50% от количества этих воздушных судов, предусмотренных к поставке «Комплексной программой развития авиационной отрасли РФ до 2030 года». Как известно этот документ предполагает, начиная с 2027 года, поставку самолетов L-410 в общем количестве 178 штук до 2030 года.

Отметим при этом, что согласно межправительственному соглашению «российская сторона обеспечивает размещение в ОАО “558 АРЗ” заказов на изготовление в период до 2038 года на 178 фюзеляжей» для самолета «Освей». Это позволяет предположить, что сроки выпуска всего количества этих самолетов, предусмотренных комплексной программой, сдвигаются на восемь лет вперед.

«Освей» предполагается оснащать двумя двигателями ВК-800. Такая же силовая установка, только одна, будет устанавливаться на «Байкал». Изначально этот двигатель разрабатывался в «ОДК Климов», однако затем проект был передан УЗГА. На сайте компании последняя новость об ВК-800 датирована сентябрем 2022 года. Тогда сообщалось, что компания приступила к проведению стендовых испытаний газогенератора ВК-800. К стендовым испытаниям двигателя УЗГА рассчитывал приступить до конца 2022 года, а его сертификация была намечена на конец 2024 года.
Однако затем в ответе на запрос нашей редакции завод уточнил, что стендовые испытания двигателя планируется начать в марте 2023 года, а поставки самолета «Байкал» с отечественной винтомоторной группой – в 2026 году.

Иными словами, к этому времени двигатель ВК-800 должен быть готов. Останется только производить его в нужных количествах, чтобы хватило и для комплектации «Байкала», и для «Освея».
Ранее вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров заявлял, что российско-белорусский самолет будет коммерчески эксплуатироваться с 2028 года, а завершение его сертификации планируется в 2027 году.