Укрепление доллара в последние месяцы стало причиной больших страхов и тревог во всем мире. Финансовые власти многих стран вынуждены предпринимать меры, чтобы ослабить давление на их валюты. Причем, финансисты защищают свои валюты от чересчур сильного доллара не только словами, но и конкретными делами.
Американская валюта опровергла прогнозы большинства экономистов, предсказывавших ей ослабление. Пока 2024 год проходит, можно смело сказать, под знаком доллара, который укрепился по отношению к валютам практически всех крупных экономик. В Японии, например, центробанк в любой момент готов войти в игру, чтобы не дать иене опуститься до 34-летнего минимума по отношению к доллару. Турция пытается поддержать лиру при помощи поднятия учетной ставки, предпринимают меры для стабилизации своих валют Китай и Индонезия. Под серьезным давлением со стороны «зеленого» находятся шведская крона, индийская рупия и валюты многих других стран. Наибольшая опасность со стороны сильного доллара сейчас угрожает странам с большим госдолгом. Экономисты выделяют среди наиболее уязвимых Мальдивы и Боливию.
«Американский доллар усиливает давление на центробанки других стран,- цитирует Bloomberg специалиста по валютам Хелен Гивен из Monex.- С учетом глобальной ситуации и намерений центробанков многих стран ослабить монетарную политику легкого и безопасного способа для ослабления продолжающегося доминирования доллара сейчас не видно».
Еще каких-то несколько месяцев назад рецессия в Америке казалась неизбежной. Однако сейчас данные свидетельствуют о том, что американская экономика воспользовалась поддержкой сильного рынка труда, оптимистического настроения потребителей и правительственной поддержки производственного сектора и чувствует себя вполне комфортно.
Многое, конечно, зависит от главного американского банка, который искусно держит планету в напряжении относительно даты и других подробностей первого снижения ставки. Инвесторы сейчас ждут в 2024 году трех снижений ставки на четверть процента каждое. О том, как быстро меняются оценки, можно судить хотя бы по тому, что всего лишь три месяца назад, в начале года, они же говорили о снижении ставки к концу года на 150 пунктов, т.е. 1,5%.
Многие экономисты видят в текущей ситуации с долларом очередное доказательство его сохраняющегося доминирования в мировой финансовой системе несмотря на то, что к процессу дедолларизации подключаются все новые и новые страны, недовольные засильем американской валюты. Как сказал Стивен Миллер из Grant Samuel Funds Management Pty: «Покупка долларов остается главной финансовой операцией».
Токио на прошлой неделе предупредил, что попытается усилить иену. Напомним, сейчас за доллар дают приблизительно 152 иены. Этот курс многие финансисты считают своего рода красной линией.
Неоднократно в последние недели предпринимал меры по укреплению индонезийской рупии главный банк и этой азиатской страны. Внимательно следят за ситуацией на валютных рынках в китайском центробанке. К его действиям приковано внимание всей Азии, потому что от юаня в немалой степени сейчас зависит положение валют многих стран континента, включая даже индийскую рупию.
Многие страны пытаются поддерживать свои валюты при помощи монетарной политики. Именно сильным долларом в основном объясняется неожиданное повышение в марте ставки турецким центробанком, а в Стокгольме руководство главного банка северного королевства недавно сообщило, что слабая крона заставляет его повременить с первым снижением учетной ставки.
Повышенное внимание к обменным валютным курсам вполне объяснимо. Они очень сильно влияют на стоимость импорта и могут разгонять инфляцию. Существует и угроза того, что деньги будут уходить из страны со слабой валютой туда, где выше ставки, т.е. угроза бегства капитала, что крайне негативно влияет на внутренние инвестиции и рост экономики.
К сожалению, односторонние интервенции на валютных рынках, где каждый день совершается операций на 7,5 трлн долларов, могут лишь временно влиять на курсы валют.
Сейчас ситуацию осложняет еще и то, что хотя рынки по-прежнему ждут первого снижения ставки ФРС в этом году, далеко не все не без оснований сомневаются, что это снизит напряжение на валютных рынках.