Экономические отношения РФ и КНР продемонстрировали «устойчивый иммунитет»

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
16 мая 2024, 11:38

Российский президент «уверен в больших перспективах российско-китайских экономических связей», которые он, наряду с более общей повесткой, приехал обсуждать в Пекин. В том числе он обозначил планы развития взаимодействия «в области промышленности и высоких технологий, космоса и мирного атома, искусственного интеллекта, возобновляемых источников энергии и в других инновационных отраслях».

kremlin.ru/Александр Рюмин, ТАСС
Владимир Путин прибыл с двухдневным государственным визитом в Китай

Эксперты считают, что по итогам визита получится «расшить» узкие места, возникшие с платежами и приведшие к спаду в торговле, и отмечают глобальный характер повестки переговоров лидеров двух стран.

Владимир Путин по приглашению председателя КНР Си Цзиньпина прибыл в Китайскую Народную Республику с двухдневным государственным визитом. В ходе российско-китайских переговоров запланировано обсуждение комплекса вопросов всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия, говорится на сайте Кремля. Естественно, что значительная часть переговоров будет отведена экономическому сотрудничеству двух стран.

Российский президент дал интервью китайскому агентству Xinhua, в котором напомнил, что Китай является первым государством, которое он посетил после своего вступления в должность президента Российской Федерации в мае с. г., и подчеркнул: современные российско-китайские связи независимы от идеологии и политической конъюнктуры. 

Как отметил Путин, торгово-экономические отношения между нашими странами развиваются стремительными темпами, демонстрируя устойчивый иммунитет к внешним вызовам и кризисным явлениям. За последние пять лет страны смогли удвоить двусторонний товарооборот: если в 2019 году он составлял 111 млрд долларов, то в прошлом году достиг уже 227,8 млрд долларов.

При этом более чем на 90% расчёты между компаниями идут теперь в национальных валютах. «Поэтому будет правильнее сказать, что двусторонняя торговля сейчас составляет порядка 20 трлн рублей, или почти 1,6 трлн юаней. Китай уже 13 лет занимает позицию нашего главного делового партнёра, а Россия в 2023 году поднялась сразу на 4-е место в рейтинге коммерческих контрагентов КНР», — подчеркнул Владимир Путин.

«Наши страны давно сделали осознанный выбор в пользу равноправных и взаимовыгодных экономических связей. Мы системно и последовательно развиваем стратегическое сотрудничество в энергетике, где ведётся работа над новыми масштабными проектами. Хорошая динамика наблюдается в поставках российской сельхозпродукции на рынок КНР, реализуются инициативы в инвестиционной и производственной сферах, устойчиво функционируют и набирают мощь транспортно-логистические коридоры между нашими странами. Такие результаты на фоне глобальной турбулентности и экономических неурядиц на Западе в очередной раз подтверждают, что выбранный нами суверенный курс, следование национальным интересам – стратегически правильный», — заявил глава государства.

Что касается планов, то, добавил Владимир Путин, «будем стараться налаживать более тесное взаимодействие в области промышленности и высоких технологий, космоса и мирного атома, искусственного интеллекта, возобновляемых источников энергии и в других инновационных отраслях. Разумеется, будем продолжать работать и над обеспечением для этого благоприятных правовых и организационных условий, над развитием транспортной и финансовой инфраструктуры. Уверен в больших перспективах российско-китайских экономических связей», — заявил Владимир Путин.

Структура экономического взаимодействия и система платежей

Достаточно очевидно, но все же отметим, что визит и встреча лидеров двух стран проходит в непростой политической ситуации в мире, когда России приходится противостоять западным санкциям (и определенная поддержка со стороны Китая играет в этом процессе не последнюю роль).  Сама Поднебесная также испытывает немало проблем с США, которые пытаются надавить на власти страны, стараясь заставить ее дистанцироваться о России.

При этом власти Китая последовательно придерживаются собственной позиции «умеренности» и преследуют свои цели. Однако международная повестка не может не отражаться на ситуации, так как США по-прежнему являются одним из крупнейших торговых партнеров КНР. Например, следствием этого стали проблемы с платежами между российскими и китайскими компаниями. Впрочем, проблема эта постепенно решается.

Как напоминает профессор факультета Мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Цыплаков, для России Китай в полной мере превратился в самого главного торгово-экономического партнера как в экспортном, так и импортном сегментах. По оценке по итогам 2023 года на долю Китая пришлось примерно 45,7% от экспортных поставок российской нефти, около 48% экспорта угля, 23% трубопроводного газа, более 24% СПГ.

В импорте в РФ китайские товары доминировали на рынке транспортных средств, оборудования, инструментов, потребительских товаров.

Удельный вес прямых торговых связей с Китаем в российской внешней торговле можно оценить на уровне примерно в 33%, говорит эксперт. Для Китая значение торговли с Россией также существенно возросло. Ее удельный вес во внешней торговле Китая поднялся с 2,4% в 2020 году до 4% в 2023 году. Это немало: Россия стала самым крупным торговым партнером Китая на Европейском континенте, обойдя Германию.

Вместе с тем Сергей Цыплаков полагает, что рост количественных параметров не сопровождался в достаточной степени соответствующими качественными сдвигами в экономическом взаимодействии. Это относится и к структуре торговли, и к ее инфраструктурному обеспечению, и к развитию производственной кооперации, и к масштабам инвестиционного сотрудничества.

«Во время визита Си Цзиньпина в Россию в марте прошлого года стороны наметили 8 направлений для дальнейшей оптимизации торгово-экономического сотрудничества, подписали соответствующее совместное заявление, и теперь главы двух государств, по-видимому, должны будут обсудить, что удалось сделать за прошедший год, а чего сделать не удалось. Конечно, как видится, не будут обойдены вниманием крупнейшие совместные проекты, такие как газопровод “Сила Сибири-2”, другие энергетические проекты, сотрудничество в высокотехнологичных отраслях, сельском хозяйстве», — говорит эксперт.

Если говорить о санкциях запада в отношении России, то, указывает Сергей Цыплаков, США и ЕС открыто угрожают китайским компаниям вторичными санкциями в случае, если они, как говорят руководители стран Запада, «будут продолжать поддерживать своими поставками российский ОПК». Постоянно повторяются угрозы введения санкций в отношении китайских финансовых институтов. Конечно, подобное давление вызывает у китайских партнеров известное чувство озабоченности.

Несмотря на то что расчеты между российскими и китайскими компаниями в настоящее время более чем на 90% осуществляются в национальных валютах, в первые месяцы текущего года наблюдаются трудности на китайской стороне с осуществлением платежей, зачислением средств на корпоративные счета в ряде крупных китайских банков. Это влияет в первую очередь на китайский, да и на российский частный бизнес. Хотя не наблюдается обвального падения объемов китайских поставок в Россию, тем не менее за январь-апрель они в годовом выражении уменьшились на 1,9%. В помесячном измерении в марте и апреле китайские поставки в Россию сокращались на 15,6% и 13,5%, что в общем-то является серьезным сигналом.

«Как представляется, эта объективно сложная проблема во время самого визита каким-то волшебным образом решена, скорее всего, не будет, но, наверное, так задача и не ставится. Однако лидеры двух стран, весьма вероятно, могут дать определенный и четкий политический сигнал о нацеленности сторон на поиск приемлемого для двух сторон механизма ее решения и дать конкретные поручения центральным банкам и правительственным ведомствам ускорить работу по данной проблеме», — отмечает Сергей Цыплаков.

Как напоминает руководитель АЦ Банки.ру Дмитрий Хмелев, в минувшем году нефтегазовый экспорт обеспечил порядка 56% от общего объема российских поставок в Китай, для которого Россия стала крупнейшим зарубежным поставщиком нефти. Кроме того, растет импорт в КНР российской сельхозпродукции, продуктов химической промышленности, животноводства и т.д.

Китай уже более 10 лет является главным деловым партнером нашей страны, а Россия в 2023 году поднялась на четвертое место в рейтинге коммерческих контрагентов КНР.

 Одновременно с этим, Европейский банк реконструкции и развития значительно увеличил прогноз роста ВВП России по итогам 2024 года. Теперь он составляет 2,5%, тогда как в предыдущем прогнозе банк предсказывали рост ВВП России на 1% этом году. В 2025 году, как ожидает ЕБРР, российская экономика вырастет на 1,5%. Пересмотр прогноза и увеличение российского ВВП на 3,6% по итогам 2023 года банк объясняет производственным бумом в оборонном секторе и активизацией торговли с Китаем и «другими нейтральными экономиками», указывает эксперт

Однако, к сожалению, есть и свои нюансы. Китай вынужден действовать, учитывая западные вторичные санкции, которые могут быть введены за сотрудничество с российским бизнесом, отмечает Дмитрий Хмелев. Крупные китайские банки и компании учитывают эти риски и максимально перестраховываются. Это уже привело к тому, что китайский импорт в Россию в последние месяцы стал снижаться. Так, в марте импорт снизился на 15,7%, а в апреле на 13,6% по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. Согласно докладу Института финансовых исследований Чон-ян при Китайском народном университете, по данным на март было приостановлено 80% расчетов между странами, что конечно же не могло не сказаться на торговых и деловых отношениях.

Как полагает Дмитрий Хмелев, в ходе визита эти проблемы также будут обсуждаться. Возможно, что поднимут крайне важный вопрос о конкретной реализации механизмов платежей. Например, основанных на использовании национальных аналогов SWIFT — Системе передачи финансовых сообщений ЦБ РФ и Китайской трансграничной межбанковской платежной системы (CIPS).

От визита ждут глобальной повестки

Повестка стратегического партнерства между нашими странами позволяет обсуждать вопросы любого масштаба, отмечает заместитель председателя комитета по экономической политике Госдумы Станислав Наумов. Однако на данном этапе, по его мнению, для решения вопросов с взаиморасчетами компаний достаточно диалога между центральными банками наших стран. «Выработать взаимоприемлемую формулу по платежам — это все-таки вопрос, который не обязательно выносить на титульный лист переговоров. Тем более что любого рода такие заявления неизбежно вызывают реакцию со стороны антироссийски настроенных кругов в мировых финансах и мировой политике», — отметил он в интервью «Моноклю».

Если говорить о более глобальной повестке, которой ждут от данного визита, то и здесь, уверен депутат, речь больше должна идти не о конкретных проектах, например, сколько нефти мы можем поставить и какова будет цифра взаимного товарооборота, а об экономической стратегии наших стран. В сегодняшней ситуации, считает он, когда наша страна поворачивается лицом к Востоку, есть удачные примеры взаимодействия, например, с Саудовской Аравией, ОАЭ. Поэтому необходимы новые форматы взаимодействия наших стран с учетом определенной специфики.

«И, пожалуй, самая важная тема для капиталов – это научно-техническое развитие наших стран. Технологический суверенитет страны – это всегда важное направление, как и вопросы глобальной безопасности. И главы двух стран наверняка во время своих встреч будут поднимать эти вопросы. Результатом должна стать практическая научная программа, которая будет включать подготовку инженерных кадров для совместных проектов. Это задача номер один для системы высшего образования России, которую мы сейчас трансформируем под новые вызовы», — полагает Станислав Наумов.

Настало время более плотной производственной кооперации

Отношения России и Китая находятся на высшей точке развития, констатирует, в свою очередь, бизнес-посол «Деловой России» в Китае Александр Сучков. Он напоминает: за последние двадцать лет мы из просто торговых партнеров превратились в одни самых близких друг другу народов. Испытания последних лет только сплачивают нашу дружбу.

В экономическом плане, отмечает он, помимо традиционной торговли ресурсами и товарами народного потребления в большем объеме стали востребованы на российском рынке автомобили китайского производства. Поставляемое в Россию промышленное оборудование, вместо европейского все чаще заменяется на оборудование китайского производства, оно и гораздо дешевле и в большинстве случаев качественнее западного, говорит эксперт.

Настало время более плотной производственной кооперации, многие китайские компании хотят размещать свои производственные площадки на территории России, особенно в энергоемких областях, отмечает Александр Сучков. За счет разницы в цене на ресурсы произведенная в России продукция будет иметь меньшую себестоимость, и будет замещать на мировых рынках продукцию западных корпораций.

Для еще большего увеличения товарооборота необходимо наладить беспрепятственное осуществление платежей в национальных валютах, уверен представитель «Деловой россии». Практика многодневного прохождения комплаенс при переводах денежных средств должна быть отменена. Также полезно будет упрощение оформления разрешительных документов и подключения к энергетическим коммуникациям при создании новых производственных предприятий, заключает он.