Конец литиевого бума

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
21 мая 2024, 16:46

Производители наращивают выпуск лития в ожидании роста спроса на электромобили, но перспективы «легкого металла» остаются туманными. Теперь приходится лишь вспоминать, кому с ностальгией, а кому с содроганием, тот фантастический прыжок, который совершили цены на литий пару лет назад.

коллаж Тамары Лариной

Развитые страны продолжают настаивать на «зеленой» повестке. Однако реальность стабильно напоминает им, что экология хотя и является одной из важнейших проблем, но экономика и потребители требуют решений «здесь и сейчас». Далеко не все компании готовы к «зеленому переходу», потребители при принятии решений о покупке тех или иных товаров исходят из уровня своих доходов. Аа отдельные активы сильно зависят от конъюнктуры рынка, даже если они потенциально интересны инвесторам.

Эти простые истины как нельзя лучше подтверждает ситуация с литием. Его называют даже «белым золотом» и сегодня большая часть добываемого металла идет на производство аккумуляторных батарей различных типоразмеров и назначения. Наиболее массовые устройства с ними, это мобильные телефоны и ноутбуки. Менее массовые, но оснащаемые целыми сборками крупных аккумуляторов —электромобили.

Цены на металл росли почти невероятными темпами: по китайскому бенчмарку с 39 тыс. юаней за тонну летом 2020 года до к 580 тыс. юаней в декабре 2022-го (сегодняшний курс 7,16 юаней за доллар). Это закономерно сопровождалось ростом его добычи. Так, всего лишь за год, с 2021-го по 2022 год мировое производство лития, по данным департамента промышленности, науки и ресурсов Австралии, выросло на 43% — до 737 тыс. тонн.

Это грозило перепроизводством, в то время как проблемы добавились и со стороны спроса. В Китае, крупнейшем рынке электромобилей, в 2022-м продажи электрокаров выросли на 84% год к году, но в 2023 году этот рост, хотя и был достаточно высоким, но замедлился до 25%.

Логичным итогом стала коррекция цен, причем такая, что ее проще охарактеризовать словом обвал.

Сейчас цены за тонну карбонат лития в Китае составляют 105 тыс. юаней, торгуясь в узком диапазоне с момента достижения 2,5-летнего минимума в феврале текущего года. Индустрия электромобилей по-прежнему сталкивается с последствиями переизбытка аккумуляторов по всей цепочке поставок, но китайские производители лития продолжают наращивать мощности, увеличивая ожидания накопления избыточных запасов.

И все же Китай стоит особняком и там перспективам электромобилей стратегически ничто не угрожает. На других же рынках, где выдвигались амбициозные планы всеобщей электромобилизации уже в скором будущем, как в Германии, теперь включили заднюю передачу.

По оценкам Goldman Sachs, в 2024 году профицит металла составит 200 тысяч тонн эквивалента карбоната лития, или 17% мирового спроса.

Литий неуклонно дешевеет с декабря 2022 года, подтверждает Николай Переславский, руководитель отдела экономических исследований CM Service. «Следует признать, что ажиотажный спрос на литий, который наблюдался в 2021-м, 2022 годах был обусловлен, мягко говоря, не рыночными механизмами, — говорит он. — Стимулирование, например, китайским правительством приобретение электромобилей подогревало спрос со стороны населения. Когда субсидии закончились, покупатели осознали, что цена слишком высока, ажиотажный спрос быстро сошёл на нет».

По мнению эксперта, биржевая цена на литий приходит в своё равновесное состояние вернувшись к ценам лета 2021 года и составляет сегодня 14,29 тыс. долл. за тонну. С точки зрения, набирающего ход зеленого энергетического перехода, говорит Николай Переславский, падение цены на литий, а точнее её стабилизация, событие положительное во всех отношениях. Дешевле сырьё для аккумуляторов, дешеветь будут и сами электрокары.

Предложение лития на рынке будет только возрастать — в среднем на более чем 30% к концу 2025 года, рост спроса же не превысит 25%, прогнозирует аналитик. Вывод очевиден, нисходящая тенденция продолжиться, уже в этом году возможна цена в районе 11-12 тысяч долл. за тонну.

К текущему моменту, указывает начальник отдела экспертов по фондовом рынку «БКС Мир инвестиций» Альберт Короев, цены на литий в Китае стабилизировались в районе 100 тыс. юаней за тонну после обвального падения с ноября 2022 года. При этом МЭА ожидает, что мировые продажи электромобилей в текущем году могут вырасти более чем на 20% и достичь 17 млн единиц.

«Позитивная динамика будет поддерживать цены на литий. В то же время, профицит в 2024 году еще будет сохраняться, ждем сбалансированной ценовой конъюнктуры после достижения текущих уровней. Производители, по мере того, как цены стабилизируются на более низких уровнях, чем ранее, предпринимают ограничивающие будущие поставки шаги. Пока скорее нет предпосылок для роста, подобного тому, что мы видели в 2021 — первой половине 2022 года. В районе 100 тыс. юаней был достигнут баланс, пока этот уровень и выглядит прогнозным», — заключает аналитик.