Принуждение к мобилизации

Александр Смирнов
обозреватель отдела политики «Монокль»
21 мая 2024, 17:20

На Украине вступили в силу поправки к закону о мобилизации, призванные пополнить изрядно поредевшие ряды украинской армии.

AP/TASS
На Украине вступил в силу новый закон о мобилизации
Читайте Monocle.ru в

На Украине вступили в силу поправки к закону о мобилизации, призванные пополнить изрядно поредевшие ряды украинской армии. Теперь всем военнообязанным (мужчинам от 18 до 60 лет и женщинам с медицинским фармацевтическим образованием) дается 60 дней для того, чтобы явиться в территориальные центры комплектования (ТЦК — бывшие военкоматы) или воспользоваться электронным кабинетом (который, правда, еще не заработал) для «сверки персональных данных».

Это требование распространяется также на тех, кто находится за пределами Украины – еще месяц назад украинские консульства перестали переоформлять документы мужчинам призывного возраста.

Нарушителям этого требования грозит штраф в размере от 17 до 22,5 тысяч гривен (от 39 до 52 тысяч рублей). Однако практика показывает, что просто заплатить штраф не получится. Не явившихся ранее по повесткам в ТЦК граждан Украины объявляют в розыск, а после задержания отправляют в военкоматы «для оформления протоколов об административном правонарушении», откуда уже не выпускают.

Кроме денежного штрафа, не явившихся в ТЦК лишат права управлять транспортными средствами.

Во многих городах возле зданий ТЦК уже скопились огромные очереди из желающих обновить свои данные, но это люди с бронью (имеющие трех несовершеннолетних детей или инвалидов 3-4 группы на своем попечении, работники полиции, прокуратуры, органов власти, оборонных предприятий, почты, цирка и ряда других предприятий).

Остальные пока не спешат посещать бывшие военкоматы, опасаясь, что им там могут выдать повестку или сразу отправить на фронт.

Новым законом был снижен возраст мобилизации на два года – ранее призывались мужчины от 27 до 60 лет.

Изменения в законодательстве дает право работникам ТЦК проверять документы граждан на улицах. Но военкомы не только вот уже два года проверяют документы граждан на улицах, но и иногда избивают и похищают их. Однако несмотря на видеофиксацию совершаемых преступлений, ни один работни ТЦК так и не был привлечен к ответственности.

Новый закон предусматривает усиление мероприятий по раздаче повесток. Он обязывает «участвовать в оповещении военнообязанных» (то есть выдавать повестки) помимо сотрудников ТЦК полицию, местные органы государственной власти, органы местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций.

Всем ранее признанным медкомиссиями негодными к мобилизации и получившим инвалидность 2-й и 3-й группы после 24 февраля 2022 года новый закон предписывает пройти медосмотр повторно. Как показывает практика, в последнее время медосмотр носит формальный характер и годными к воинской службе признаются не только лица с хроническими заболеваниями, но и инвалиды.

При этом продолжается массовая раздача повесток на улицах украинских городов и поиск тех, кто не явился по повестке ранее. Полиция и военкомы все чаще устраивают настоящие облавы – перекрываются оживленные автомобильные дороги ради раздачи повесток. В тех регионах, где не выполняется план по набору призывников, мужчин просто похищают на улицах – толпа в камуфляже набрасывается на жертву, заталкивает её в микроавтобус и увозит в ТЦК, откуда одна дорога – в армию. Украинские СМИ сообщали о нескольких случаях гибели призывников в ТЦК, которые военкомы объясняли «приступами эпилепсии».  

Два месяца назад президент Украины Владимир Зеленский заявил, что за два года ведения боевых действий погибла 31 тысяча украинских военных. Это явная ложь – на Украине около 30 тысяч населенных пунктов, в том числе 400 городов, в черте которых растут бескрайние кладбища убитых военных. Минобороны России оценивает потери украинской армии в полмиллиона человек.

Новая волна мобилизации, построенная на угрозах штрафов и похищениях, может быть, и пополнит ряды ВСУ, но эти люди не мотивированны воевать. Многие военные утверждают, что зачастую вреда от таких солдат гораздо больше, чем пользы.