Готовь ЖКХ летом: правительство взялось за предотвращение зимних аварий

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
24 мая 2024, 13:13

В текущем завершившемся отопительном сезоне на объектах ЖКХ произошло порядка 9 тыс. аварий.

Коллаж: Тамара Ларина

«Основной причиной, конечно, является высокий износ сетей»

На состоявшемся накануне заседании правительства одним из вопросов стали итоги минувшего отопительного сезона. Премьер-министр Михаил Мишустин охарактеризовал его как «прошедший в штатном режиме», однако напомнил, что он не обошелся без аварий, которые «в первую очередь были вызваны аномальными климатическими условиями и сбоем оборудования».

«Несмотря на то что среднее время устранения инцидентов на объектах ЖКХ снижается – почти на 18%, – надо его, конечно, сокращать. Оперативнее реагировать на чрезвычайные ситуации. И, что важно, детально проанализировать все происшествия и принять меры для того, чтобы предотвратить их в будущем», — отметил глава правительства, добавив, что властям предстоит обсудить результаты и меры, которые необходимо предпринять для подготовки предприятий энергетики и жилищно-коммунального хозяйства к следующей зиме. 

«Предстоит проверить… все инженерные системы, провести профилактическое обслуживание оборудования. Основная часть этих работ приходится на лето. Нужно начинать заранее, уже сейчас», — подчеркнул Михаил Мишустин.

В свою очередь, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ирек Файзуллин сообщил, что на подготовку к зимнему периоду только регионами было выделено более 300 млрд рублей. Просроченная задолженность потребителей за ресурсы и услуги, по данным министра, на сегодняшний день сохраняется на уровне прошлого года и составляет 871 млрд рублей. 

Он привел также следующие данные: в текущем отопительном периоде произошло порядка 9 тыс. аварий на объектах ЖКХ, из которых почти 4 тыс. – в сфере теплоснабжения.

«Основной причиной, конечно, является высокий износ сетей. Эту задачу планируется решать в рамках формируемой по поручению президента РФ комплексной программы модернизации коммунальной инфраструктуры. Она позволит к 2030 году обеспечить улучшение качества предоставляемых коммунальных услуг для 20 млн человек и снижение аварийности на 18,4%», — отметил Ирек Файзуллин. 

Первый этап этой программы уже запущен в прошлом году: для 473 тысяч человек улучшено качество коммунальных услуг, обновлено более 570 км сетей. В этом году, рассказал министр, будут модернизированы ещё 38 объектов и 1 тыс. км сетей. Для запуска следующего этапа формируются поадресные комплексные планы. Приоритетные мероприятия в обязательном порядке будут охватывать наиболее аварийные участки.

Кроме того, совместно с Минэнерго, Ростехнадзором, регионами, отраслевым сообществом детально проанализированы аварийные ситуации, сформированы дополнительные предложения по совершенствованию нормативной базы. Это введение риск-ориентированного подхода к внеплановым проверкам, обязательное участие представителей органов власти региона, Ростехнадзора и органов Государственной жилищной инспекции в оценке готовности к отопительному периоду, установление критериев обязательной выездной проверки объекта теплоснабжения, а также административная ответственность для организаций, не получивших паспорт готовности.

Контроль требуется повышать и в других сферах отрасли. Необходимо усилить лицензионные требования к управляющим компаниям, создавать государственные управляющие организации, в коммунальной сфере требуется повысить контроль реализации концессионных соглашений и ввести обязательность инвестиционных программ. Все эти вопросы находятся в проработке совместно с депутатами Государственной Думы и сенаторами Совета Федерации», — рассказал Ирек Файзуллин.

Комментируя выступление главы Минстроя, Михаил Мишустин подчеркнул: «Очевидно, что надо держать вопросы, связанные с подготовкой к новому осенне-зимнему сезону, на постоянном контроле. Самое главное – делать всё своевременно: где требуется, и сети отремонтировать, и технику необходимую. Создать необходимый запас топлива. Это тоже очень важный элемент. От этого зависит работа всех отраслей экономики, и качество жизни наших людей».

Исключть тайные соглашения и другие несообразности

В числе причин проблем ЖКХ прошедшей зимой, заявил «Моноклю» первый заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев, то, что значительная часть коммунальных сетей сегодня передана на откуп концессионерам. 

Есть примеры эффективно работающих концессий, признает депутат. Бизнес берет муниципальные сети и обязуется их за собственные средства модернизировать, компенсируя свои затраты и получая заслуженную прибыль за счет собираемых с населения денег.

Но в некоторых регионах, к сожалению, происходит следующее: на публику заключили прекрасный концессионный договор, а потом кулуарно заключаются дополнительное соглашения с условиями, по которым недобросовестный коммерсант выжимает все соки из арендованных сетей, а их модернизация сдвигается на десятки лет. Причём все эти дополнительные соглашения объявляются «коммерческой тайной». Хотя деньги с граждан собирают, не таясь. 

«Уверен, что там, где бизнес получает субсидии, собирает с населения деньги за коммунальные услуги, он обязан публично отчитываться. Перед гражданами, перед депутатским корпусом, перед государством. Поэтому предложению Госдума дала поручение Счётной палате провести отдельный аудит всех концессионных соглашений в сфере ЖКХ. Нам нужно увидеть, что происходит в реальности, а не в отчетах губернаторов и мэров, которые почему-то идут на подписание "тайных" допсоглашений», — говорит Владимир Кошелев. 

Помимо этого эксперт отметил, что с прошлого лета регионы активно и используют инструмент инфраструктурных бюджетных кредитов при реконструкции инженерных сетей и развития коммунальной инфраструктуры. Но при отборе инфраструктурных проектов обращается внимание лишь на количество созданных рабочих мест, дополнительные налоговые и неналоговые доходы в консолидированный бюджет субъекта и другие, чисто экономические критерии.

При этом действующими правилами отбора не предусмотрен такой важный критерий, как реальное техническое состояние коммунальной инфраструктуры. Это затрудняет возможность привлечения регионами реального финансирования на модернизацию инфраструктуры, уже существенно устаревшей и не готовой для подключения новых абонентов. 

Также зачастую региональные органы власти вынуждены возлагать затраты на создание или реконструкцию необходимых инженерных магистральных сетей на девелоперов, главным образом в сфере жилищного строительства, в рамках присоединения новых зданий. Но это все равно не помогает в полной мере решать проблемы реально устаревшей инфраструктуры, на которой все равно остаются потребители.

«Поэтому, на мой взгляд, регионы должен при отборе инфраструктурных проектов на модернизацию ЖКХ учитывать в первую очередь реальную степень износа коммунальной инфраструктуры и временной период, в течение которого субъектом не осуществлялась модернизация того или иного объекта коммунальной инфраструктуры, будет предложено учитывать в качестве одного из важных критериев, — указывает Владимир Кошелев. — Тогда механизм льготных кредитов на модернизацию сетей ЖКУ станет более адресным, деньги будут направляться на решение именно на решение первоочередных проблем.  Мы будем такие поправки вносить в правила отбора инфраструктурных проектов».