В планах по вооружению Украины Европой обнаружился «взрывной пробел»

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
27 мая 2024, 13:39

Европейскому ВПК ​катастрофически не хватает тротила для производства артиллерийских снарядов и ракет для Киева.

EPA/CHRISTOPHE PETIT TESSON/POOL
Президент Франции Эммануэль Макрон
Читайте Monocle.ru в

Европа отчаянно пытается нарастить свое небольшое производство артиллерийских снарядов и ракет, оказавшихся главным оружием конфликта на Украине. Брюссель обещал поставить Киеву к марту 2024 года миллион снарядов, но в январе текущего года вынужден был признать, что обещание не выполнит. 15 марта Еврокомиссия (ЕК) заявила о выделении 500 млн евро для наращивания производства снарядов. Совсем недавно выяснилось, почему ЕС не может поставить Украине миллион снарядов. Все дело даже не в нехватке производственных мощностей по выпуску снарядов и ракет, а в дефиците главного ингредиента – взрывчатых веществ. Именно, дефицит взрывчатки не позволяет европейским оружейникам выполнить поставленную Брюсселем задачу – довести производство артиллерийских снарядов в Европе к концу 2025 года до 2 миллионов.

Каждый снаряд снаряжается 10,8 кг взрывчатки, самым распространенным видом которой является тротил (тринитротолуол). Взрывчатка необходима и для того, чтобы метать снаряды на десятки километров. Артиллерийские снаряды, кстати, являются не главными потребителями взрывчатых веществ. На несколько порядков больше их требуется для ракет. К примеру, для одной ракеты Storm Shadow требуется 450 кг взрывчатых веществ.

Тротила сейчас нужно очень много, но его производители утверждают, что им крайне трудно значительно увеличить его производство, сокращенное до минимума в конце прошлого века, после окончания холодной войны. Великобритания, например, закрыла последний завод по изготовлению взрывчатых веществ в 2008 году. Последний крупный производитель тротила в Европе находится на севере Польши. Повсеместно принадлежащие государству заводы были или приватизированы, или законсервированы. В результате высокой прагматичности европейцев они сейчас не могут быстро нарастить выпуск взрывчатки.

Одна из немногочисленных компаний, производящих взрывчатые вещества - Chemring Nobel, находится в деревне Сетре, недалеко от Осло. Еще одна компания – французская Eurenco, которой принадлежит огромный завод по производству взрывчатых веществ в Швеции. Обе эти компании обеспечены заказами до 2030 года. Между тем, на расконсервацию закрытых заводов требуется много времени, а на строительство средних размеров завода необходимо от 3 до 7 лет. Rheinmetall, например, строит сейчас крупный завод в Венгрии, но он начнет работать в 2027 году.

Быстрое расширение производства тормозит также множество жестких требований по технике безопасности и защите окружающей среды, действующих в Старом Свете, пишет ​британский Economist со ссылкой на Кристиана Моллинга из аналитического центра «Немецкий совет международных отношений».

​Так что проблем ​поджигателям войны хватает. Одна из самых больших – дефицит квалифицированных кадров. Трудности и с поставкой химических веществ, необходимых для производства взрывчатки. Особенно не хватает азотной кислоты, которая, с одной стороны, необходима для производства нитроцеллюлозы, но в основном, используется в производстве удобрений. Не хватает и хлопковой целлюлозы, еще одного ключевого ингредиента нитроцеллюлозы, главным поставщиком которой, кстати, является Китай.

Часть потребностей европейских изготовителей боеприпасов восполняют изготовители взрывчатки из Индии и Японии. Однако европейские спец​ы сомневаются в высоком качестве их продукции, ​опасаясь, что ее использование может привести к поломкам и быстрому износу оборудования.

​Тем не менее, Европе удалось кое-что выжать из имеющегося и производство артиллерийских снарядов ​там растет. Ожидается, что к концу 2024 года оно перевалит за 1,4 млн. Для сравнения: в прошлом году на континенте выпускалось менее полумиллиона снарядов.

В Брюсселе ​уповают на новый завод по производству взрывчатых веществ во французском городке Бержерак, строительство которого в апреле начала компания Eurenco. Первый камень в основание завода заложил президент Франции​, «воинственный» Эмманюэль Макрон. Макрон сейчас много говорит о развитии ​«военной экономики​». По его словам, новый завод будет построен в рекордные сроки и начнет работать уже в 2025 году. Но даже таких стремительных темпов недостаточно, потому что первые артиллерийские снаряды, снаряженные взрывчаткой из Бержерака, сойдут с конвейера во второй половине 25-го года, ​то есть очень и очень поздно.​ Очевидно, деньги европейских налогоплательщиков пропадут, почем зря, если только их правительства не решат затеять где-нибудь новую войну.