«Цена может упасть, прежде чем удвоится»
Цены на медь поднялись к двухлетнему максимуму на фоне ослабления доллара и растущих опасений по поводу предложения металла на мировых рынках. В Лондоне на бирже LME цены поднялись выше ключевого уровня сопротивления 10 тыс. долларов за метрическую тонну. Июньский контракт на медь на Шанхайской фьючерсной бирже стоит 80 920 юаней (11 213,35 долл.) за тонну, недалеко от своего рекордного уровня 82 460 юаней.
Проблемы с предложением меди действительно существуют. Cobre Panama, крупнейший в мире открытый медный рудник, был приостановлен, в то время как отключение электроэнергии в Замбии затронуло ключевые шахты страны. Трудности с обеспечением поставок и более низкая рентабельность для плавильных заводов в Китае привели к потенциальному сокращению производства на 10% в этом году. При этом в прошлом месяце там объявили о субсидиях на утилизацию старых автомобилей в обмен на новые, чтобы увеличить продажи, особенно электромобилей, что также будет способствовать росту спроса на красный металл.
Наконец, высокие затраты на освоение новых рудников вынудили игроков отрасли предпринимать попытки слияний и поглощений с конкурентами вместо того, чтобы начинать новые проекты, о чем свидетельствует недавняя попытка BHP купить Anglo American.
Что касается спроса, то высокий интерес к покупкам меди из-за ее роли в электрификации также поддерживает оптимистичный прогноз по ценам на металл в долгосрочной перспективе.
На этом фоне эксперты и участники рынка ожидают дальнейшего уверенного подъема цен на «красный металл». Так, Дэниел Салливан, глава отдела глобальных природных ресурсов Janus Henderson Investors, готовится к медному буму. «Давайте посмотрим правде в глаза. Это изюминка года, — заявил он Dow Jones. — Медь нравится всем». Он более оптимистично настроен в отношении металла, чем в отношении других сырьевых товаров, из-за его роли в электрификации. По словам, эксперта более 15% активов его фонда инвестировано непосредственно в медь, плюс инвестиции через акции диверсифицированных майнеров, таких как BHP и Rio Tinto. Эта доля может расти и дальше.
«Лучшей альтернативы меди нет», — полагает Салливан и указывает, что его не беспокоит риск того, что производители заменят ее алюминием, если цены станут слишком высокими. Тем не менее, любой путь к повышению цен может быть ухабистым, добавляет он. «Это не будет одностороннее движение» и опасения по поводу дефицита предложения не «означают, что цена не может упасть, прежде чем удвоится».
11 тысяч за тонну и выше?
Биржевые цены на медь готовятся показать новые максимумы, считает Николай Вавилов, специалист департамента стратегических исследований Total Research. В начале текущего года, напоминает он, ведущие мировые рейтинговые агентства, такие как Fitch, прогнозировали годовую цену на медь в районе 8400 долл. за тонну на крупнейшей бирже металлов в Лондоне (LME), увеличив свой прошлогодний прогноз с отметки 8300 долл. за тонну.
Причиной повышения ценового прогноза, рассказывает эксперт, назывались перебои со стороны крупнейших производителей меди, таких как компании Rio Tinto и Anglo American, а также приостановка работы медного рудника Кобре в Панаме, на долю которого приходится примерно 1,5% общемирового производства меди. Это в сочетании с восстановлением спроса на этот актив в Китае может привести к существенному дефициту рафинированной меди. 30 апреля цена на медь на Лондонской бирже LME достигла уровня 10 200 долл. за тонну – новый двухлетний максимум, и, по всей видимости, это еще не предел.
Медь, по общепринятому мнению ведущих аналитиков мира, является ведущим индикатором экономического роста из-за широкого применения в различных отраслях, от строительства и медицины до электроники и аэрокосмической промышленности. Ожидается, что цены на медь вырастут в ближайшие два года до новых максимальных значений, более чем на 75% от текущих цен из-за перебоев в поставках и увеличивающегося спроса на этот металл со стороны сектора недвижимости Китая и других секторов, связанных с возобновляемыми источниками энергии.
Прогнозируется дефицит рафинированной меди на этот год около 500 тыс. тонн, что значительно отличается от прошлогодних 182 тыс. тонн. 12 апреля власти США и Великобритании ввели санкции в отношении российских поставщиков цветных металлов, включая медный концентрат, что запретило любые операции с этим биржевым активом на Лондонской бирже металлов (LME) и Чикагской товарной бирже (CME), и стало дополнительным фактором, подталкивающим мировые котировки вверх.
Единственным препятствием для достижения отметки 11 тыс. долл. за тонну – нового исторического максимума, может стать внезапное ужесточение денежно-кредитной политики со стороны ФРС США, что приведет к укреплению доллара США на мировых биржах и усложнит доступ к кредитам для строительной отрасли в США или Китае. Однако если ключевая ставка ФРС США будет понижена к концу года, это поможет снизить финансовую нагрузку на производителей меди и компании строительного сектора благодаря более доступному кредитованию, что, вероятно, подтолкнет цены на медь к новым вершинам.
В средне- и долгосрочной перспективе, уверен Николай Вавилов, мировой спрос на медь будет оставаться высоким и определяться увеличением производства электромобилей и развитием возобновляемых источников энергии, так как этот металл считается ключевым элементом при переходе к зеленой энергетике.
Цены на медь находятся в растущем тренде с октября 2023 года, подъем ускорился с февраля 2024 года, отражая дефицит на рынке, оптимизм относительно перспектив экономики Китая и ожидания смягчения монетарной политики ФРС, подтверждает, в свою очередь, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев. По его словам, предложение металла на рынке ограничено из-за отсутствия новых крупных проектов, что подталкивает цену вверх. Также котировки поддерживаются ограничениями на поставки металла из России в рамках недавнего санкционного пакета.
Одним из ключевых моментов для металла в среднесрочной перспективе будет макростатистика из Китая, считает Дмитрий Пучкарев. Ускорение экономического роста и переваривание проблем в строительном секторе станет драйверами для дальнейшего роста цен к 10 500–10 900 долл. за тонну, ожидает эксперт.