Си Цзиньпин: «мы не забудем»

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
8 мая 2024, 10:42

Китайский лидер приурочил свой визит в столицу Сербии к 25-й годовщине удара по китайскому посольству, приведшему к жертвам.

AP/TASS
Председатель КНР Си Цзиньпин (в центре), его супруга Пэн Лиюань (слева) и президент Сербии Александар Вучич (справа) во время церемонии встречи в аэропорту Николы Теслы. Си Цзиньпин прибыл с двухдневным визитом в Сербию.
Читайте Monocle.ru в

Вторым пунктом в европейской поездке Си Цзиньпина, в ходе которой он посетит три страны, стал во вторник, 7 мая, Белград. В столицу Сербии китайский руководитель прилетел именно 7 мая не случайно – в этот день, только 25 лет назад, в 1999 году, натовская, т.е. американская авиация в ходе бомбардировок столицы Сербии нанесла удар по посольству КНР в этой балканской стране.

В день визита белградское издание Politika, кстати, старейшая в Сербии ежедневная газета, опубликовала статью товарища Си, в которой он пообещал американцам, что в Китае всегда будут помнить об этом акте международного терроризма.

«Сегодня исполняется 25 лет со дня наглой и откровенной бомбежки НАТО китайского посольства в Югославии, в результате которой погибли три китайских журналиста, - пишет председатель КНР. - Мы никогда это не забудем! И мы никогда не позволим такой трагедии повториться снова».

Белый дом, который тогда возглавлял Билл Клинтон, довольно высокомерно, как обычно делают американцы, извинился за инцидент, который в Вашингтоне назвали «ошибкой» и объяснили «устаревшими картами». Как обычно, американцы попытались откупиться: они выплатили в качестве компенсации за инцидент и семьям погибших и раненых порядка 32,5 млн долларов.

Удар по посольству в Белграде и смерть трех китайских граждан вызвала тогда в Поднебесной антиамериканские демонстрации и акции. Кроме этого, инцидент показал китайцам и китайскому руководству, что доверять США и возглавляемым ими организациям (типа НАТО) нельзя.

Новое поколение китайских руководителей в силу преемственности власти, принятой в Китае, относится к НАТО и США с тем же недоверием, что и их предшественники четверть века назад, когда Китай возглавлял Цзянь Цзэминь. Поэтому удивляет упрямство, явно заслуживающее лучшего применения, с каким европейские и американские политики самого высокого уровня уговаривают последние два года Пекин и лично Си Цзиньпина отказаться от поддержки России в конфликте на Украине и присоединиться к санкциям против Москвы. В этом настойчиво убеждал Си президент Франции Эмманюэль Макрон и приехавшая в Париж специально для этого Урсула фон дер Ляйен, возглавляющая Еврокомиссию. Причем оба не в первый раз. Трудно сказать, может быть, у Макрона проблемы с памятью, но об этом же он с тем же отсутствием результата, как сейчас, говорил с Си в Пекине, куда приезжал в прошлом году. Однако это не мешает ему и его коллегам, например, немецкому канцлеру Олафу Шольцу, недавно прилетавшему в Китай с рабочим визитом, американскому госсекретарю Энтони Блинкену и другим тратить время и силы на бесполезные уговоры.

В отличие от европейцев и американцев у китайцев с памятью все в полном порядке, о чем недвусмысленно и написал китайский лидер во вчерашнем номере белградской газеты. Несмотря на это четкое и откровенное предупреждение, без особого риска ошибиться, можно предположить, что европейские и американские политики продолжат попытки рассорить Москву и Пекин. И это при том, что объясняя постоянно укрепляющиеся в последние годы отношения с Россией, китайское руководство, включая Си, неоднократно напоминало своим визави с Запада бомбардировку посольства КНР в Сербии в 1999 году.

В итоге отношения между Пекином и Брюсселем изрядно испортились, по вине европейцев, которые безропотно следуют за Вашингтоном и готовы по его приказу портить взаимовыгодные отношения со своим крупнейшим торговым партнером. В то же время с Белградом, который не входит ни в ЕС, ни в НАТО, у Пекина отношения только крепнут и расширяются. Си Цзиньпин написал в статье в Politika, что дружба между китайцами и сербами «скреплена кровью наших граждан» и что она будет «укрепляться и расширяться».