Для глобальной стабильности появилась новая угроза – продовольственные войны, которые надвигаются на фоне появления новых торговых барьеров и усиления климатического кризиса, разрушающего цепочки поставок продовольствия. На ухудшение обстановки на продовольственных рынках в последнее время обращают внимание многие эксперты. О приближении продовольственных войн, в частности, на днях предупредил в интервью Financial Times гендиректор крупной торговой компании Olam Agri Санни Вергезе.
Вергезе предупреждает, что растущие ограничения и барьеры на пути торговли уже усилили продовольственную инфляцию и привели к сильному дисбалансу спроса и предложения на продовольственных рынках.
«Было много войн из-за нефти,- цитирует Business Insider Санни Вергезе, выступавшего на прошлой неделе на потребительской конференции Redburn Atlantic and Rothschild.- Войны из-за продовольствия и воды будут сильнее».
Согласно общераспространенному мнению рост цен на продовольствие после 24 февраля 2022 года спровоцировали в основном торговцы продовольствием, но Санни Вергезе считает, что из них сделали стрелочников. Главным же виновником, убежден он, является повсеместное создание торговых барьеров. По его данным, в позапрошлом году таких барьеров было создано 1266.
Спрос и предложение двигались противоположными курсами: в то время, как торговля продовольствием существенно осложнилась, спрос на него резко вырос, особенно, в развитых экономиках, где в ожидании трудных времен начали срочно создавать его запасы.
Высокие цены на продовольствие не только усилили в отдельных регионах кризис стоимости жизни. Они также усилили дефицит продовольствия, начавшийся в бедных странах после коронавирусной пандемии.
Одновременно с этим сыграл свою негативную роль, конечно, и климатический кризис. Глобальное потепление затрудняет производство сельхозпродукции и приводит к агрессивным ралли некоторых продуктов, включая какао, кофе и сахар.
Санни Вергезе считает, что все это вынуждает все больше и больше стран прибегать к протекционизму для защиты своих внутренних рынков. В качестве примера, он привел Индонезию, запретившую экспорт пальмового масла, и Индию, которая существенно ограничила экспорт риса.
«Это серьезная ошибка,- уверен глава Olam Agri,- но волна протекционизма все больше расширяется и усиливается».
Вергезе полагает, что перед лицом усиливающихся изменений климата сельское хозяйство должно принимать предупредительные меры. Вместо создания торговых барьеров и запретов экспорта продовольствия он, например, предлагает налоги на выбросы углерода в атмосферу. Примеры есть и здесь. Вернее, пока один пример: скоро датским фермерам придется платить за каждую корову налог на углерод в размере 100 евро.