Братислава не исключает того, что Словакии придется резко снизить или и вовсе прекратить экспорт топлива в соседние страны, если Киев не отменит ужесточение санкций против ПАО «ЛУКОЙЛ», из-за которых на прошлой неделе был прекращен транзит российской нефти по нефтепроводу «Дружба» в Словакию и Венгрию. Пострадать от этого может и сама Украина.
Остановка поставок «черного золота» из России, кстати, официально разрешенная Евросоюзом для Братиславы и Будапешта до 2027 года, может привести к энергетическому кризису в этих странах. Нефть из России идет в Словакию и Венгрию через территорию Украины. К слову, поставки нефти другими российскими компаниями через Украину продолжаются.
Министерство экономики Словакии, как сообщает Bloomberg, предупредило, что если страна не сможет получать нефть «ЛУКОЙЛа» продолжительное время, ей придется снизить поставки топлива соседям.
«В ближайшем будущем энергетической безопасности Словакии ничего не угрожает, - говорится в заявлении Министерства экономики Словакии, - но если эта проблема (транзита российской нефти через Украину) не будет быстро решена, возникшая ситуация может привести к ограничениям поставок нефтепродуктов не только в Словакию, но и страны, куда они экспортируются (Чехия и Украина)».
Братислава и Будапешт попросили Еврокомиссию (ЕК) обсудить этот вопрос на заседании Директората (комитета) по торговой политике, назначенное на 24 июля (об их итогах см. ниже). Однако в ведомстве Урсулы фон дер Ляйен утверждают, что не видят, по крайней мере, пока никаких последствий действий Киева для нефтяных поставок в Евросоюз.
Брюссель оказался в непростом положении. Венгрию там, мягко говоря, недолюбливают. "Привилегия" Словакии получать, наряду с Венгрией, трубопроводную нефть из России тоже не радует еврочиновников. Но, с другой стороны, санкции Киева в отношении ПАО «ЛУКОЙЛ» наносят ущерб двум членам Евросоюза, которые формально обладают такими же правами, что и вся остальная объединенная Европа.
Брюссель должен реагировать. Хотя не исключено, по крайней мере, существует такая конспирологическая версия, что Киев не мог действовать в этом вопросе по собственной инициативе и перед прекращением транзита нефти ПАО «ЛУКОЙЛ» должен был проконсультироваться с Брюсселем или хотя бы его предупредить. И тем не менее, формальная реакция со стороны ЕС на ущерб двум странам-нефтеполучателям, должна прозвучать.
По сути же в Братиславе и Будапеште едва ли надеются на помощь Еврокомиссии. Венгрия и Словакия, как заявил глава венгерского МИД Петер Сийярто после встречи с европейскими коллегами 22 июля, готовы обратиться в Арбитражный суд.
Венгрия, по его словам, получает от «ЛУКОЙЛа» около 2 млн тонн нефти в год, что составляет приблизительно треть всего нефтяного импорта страны. Словакия, в свою очередь, получает порядка 2,5 млн тонн нефти от компании «ЛУКОЙЛ», т.е. 45% всего импорта.
Словацкий премьер Роберт Фицо уже звонил своему украинскому коллеге Денису Шмыгалю и предупредил, что украинские санкции против «ЛУКОЙЛ» могут угрожать поставкам дизельного топлива на Украину из Словакии, составляющим приблизительно десятую часть всего дизеля, потребляемого Украиной.
Что же касается Венгрии, то она является сейчас главным поставщиком электроэнергии на Украину. Правда, Сийярто не делал заявлений о возможном прекращении поставок Киеву электроэнергии в ответ на его действия.
И как передало вечером в среду агентство ТАСС со ссылкой на дипломатический источник в Брюсселе, дипломаты ЕС не достигли практических договоренностей на консультациях по прекращению поставок нефти в Венгрию и Словакию через Украину. Еврокомиссия запросила дополнительную информацию. Консультации будут продолжаться на следующей неделе.
Как отмечается, Венгрия продолжает настаивать, что Украина нарушила положения Соглашения об ассоциации с ЕС, Еврокомиссия намерена изучить это обвинение.
В свою очередь, агентство Reuters со ссылкой на представителя Еврокомиссии Олофа Джилла сообщило, что на этих консультациях Еврокомиссия отвергла требование Венгрии отреагировать на блокировку поставок нефти Украиной в течение 3 дней.
Как говорится, что и требовалось доказать.