В 2029 году между Германией и Данией начнет работать железнодорожно-автомобильный тоннель, который в разы ускорит поездку между двумя странами. 18-километровый тоннель называется Фемарнбельтским – по названию пролива Фемарн-Бельт между датским островом Лолланд и немецким островом Фемарн, под дном которого на глубине до 40 метров он и пройдет.
Строительство ведет датская государственная компания Fermern A/S, в строительстве участвует до 2,5 тыс. рабочих. Работы начались в 2020 году. В прошлом месяце, сообщает CNN, датский король Фредерик Х в торжественной обстановке открыл первый элемент уникального подводного транспортного сооружения, являющегося одним из самых крупных инфраструктурных объектов Европы.
Его смета превышает 7 млрд евро. Для сравнения: 50-километровый тоннель между Великобританией и Францией под дном пролива Ла-Манш, строительство которого было закончено в 1993 году, обошелся в 12 млрд фунтов стерлингов (13,6 млрд долларов) в пересчете на современные деньги.
Главным различием между этими двумя подводными тоннелями, кроме длины, является то, что в Фемарнбельтский тоннель является погружным, т.е. в заранее вырытую траншею погружаются секции длиной 217, шириной 42 и высотой 9 метров и весом 73 тыс. тонн, а при строительстве Евротоннеля использовалась бурильная машина.
Фемарнбельтский тоннель заменит паромную переправу, существующую сейчас между городками Родби (Дания) и Путтгарден (ФРГ). На пароме попасть из одной страны в другую можно за 45 минут. Через пять лет по подводному тоннелю поездка на поезде займет 7 минут, а на машине – 10.
Фемарнбельсткий тоннель станет самым длинным в мире железнодорожным и автомобильным тоннелем в мире. Он будет состоять из двух электрифицированных железнодорожных путей и четырех автомобильных полос.
Еще больше разница в продолжительности поездки между, скажем, Копенгагеном и Гамбургом: сейчас ок. 4,5 часов, а после открытия Фемарнбельтского тоннеля – 2,5.
Договор о строительстве подводного тоннеля Германия и Дания подписали в 2008 году. Более 10 лет ушло на всевозможные согласования и очень сложное проектирование. Большое внимание было уделено защите окружающей среде, но удовлетворены предпринятыми мерами далеко не все.
Ряд немецких паромных компаний, местных муниципалитетов и экологических организаций выступили против строительства тоннеля под водой. Главным образом противники тоннеля обращают внимание на вред, который строительство может причинить подводному миру Балтийского моря.
Но очевидна и заинтересованность противников сооружения, как в случае с паромными компанями, которые, по крайней мере частично, лишатся маршрута между Лолландом и Фемарном. Многие немцы опасаются потери рабочих мест в связи с сокращением числа паромов или их отменой после начала работы тоннеля. Однако еще в ноябре 2020 года федеральный суд в Германии отверг претензии противников Фемарнбельсткого тоннеля.