ВТБ собирает логистический чеболь

Борис Андропов
9 августа 2024, 16:03

В информационном поле появились сообщения о том, что «Первая грузовая компания» (ПГК) может перейти под управление банка ВТБ - притом, что и года еще не прошло с предыдущей смены владельцев ПГК.

rlw.gov.ru/
Читайте Monocle.ru в

ПГК – один из крупнейших операторов грузовых железнодорожных перевозок в России. По данным самой компании, она располагает примерно 100 тыс. грузовых вагонов разных типов, преимущественно – полувагонов (общий рабочий парк грузовых вагонов на сети РЖД в настоящее время оценивается в 1,15 млн единиц).

По итогам I квартала 2024 года ПГК вышла на первое место по объему грузовых перевозок и по величине грузооборота: 29,8 млн т и 60 млрд тонна-километров соответственно.

Компания была создана в 2007 году в результате реформы железнодорожной отрасли в России, направленной на преобразование бывшего Министерства путей сообщения. Напомним, что базе МПС было создано ОАО РЖД, владеющее всей инфраструктурой железнодорожного хозяйства и ответственное за организацию и осуществление пассажирских перевозок – и ряд независимых операторов железнодорожных перевозок.

В 2011-2012 годах ПГК была приобретена структурами контролирующего собственника Новолипецкого металлургического комбината Владимира Лисина за 155 млрд рублей. Лисин включил ПГК вместе с иными транспортно-логистическими активами в прописанную в Нидерландах профильную холдинговую структуру UCL Holding. Но в ноябре 2023 года продал ПГК.

И не только ее. Под распродажу пошли Окская судоверфь, металлургические заводы в Калужской и Свердловской областях и др. О мотивах продажи Лисин  публично не заявлял, так или иначе, ПГК была приобретена компанией «Аврора Инвест». Последняя владеет оператором перевозок сжиженных углеводородных газов «СГ-Транс», ее связывают с Тимуром и Русланом Бабаевыми, сыновьями Салмана Бабаева, занимавшего в 2010-2017 годах позицию вице-президента РЖД и возглавляющего совет директоров ПГК.

По данным отчетности, «Аврора Инвест» потратила в 2023 году на покупку акций или долей 243 млрд рублей. Сопоставимая сумма была получена в виде кредитов и займов, в основном – от ВТБ. Это позволяет предположить, что нынешняя смена руководства ПГК и ее возможный переход под управление ВТБ могу– следствие неурегулирования обязательств «Авроры Инвест» перед ВТБ, под которые со стороны ВТБ был предоставлен кредит на выкуп ПГК.

Дальнейшая судьба ПГК пока что остается дискуссионной, источники в отрасли расходятся в своих ожиданиях. Возможным вариантом может быть временный контроль ВТБ над ПГК с последующей перепродажей профильному инвестору. В частности, среди возможных интересантов называют семью Ротенбергов, которые уже присутствуют в логистическом бизнесе и обладают достаточно значительными ресурсами для получения контроля над столь крупным активом как ПГК.

Возвращение непосредственно под контроль РЖД эксперты считают маловероятным, но в то же время не исключают вероятности «косвенной» национализации, в виде формирования еще одного крупного транспортно-логистического холдинга под контролем государственной корпорации. Одна такая структура де-факто уже сформирована из ГК «Дело» и FESCO, управляемых государственной корпорацией «Росатом».

В этом случае «головной» структурой над гипотетическим транспортно-логистическим холдингом может остаться подконтрольный государству ВТБ. Последний, стоит напомнить, уже давно плотно работает с РЖД, являясь основным финансовым партнером железнодорожной монополии, и в железнодорожную отрасль уже достаточно погружен.

К слову, в июне этого года первый замглавы Минпромторга Василий Осьмаков заявил, что «сейчас требуется синергия финансового, торгового и промышленного капитала – чеболизация по форме, не по генезису. И этот тренд будет продолжаться».

Можно отметить, что концентрация сверхкрупных активов что в условно «ротенберговском», что в государственном сценарии вполне соответствует модели южнокорейских «чеболей» (финансово-промышленных групп с единым руководством).