«Я не потерплю вас в правительстве», — как у Беате Майнль-Райзингер случилась истерика

30 сентября 2024, 13:43

Украсть власть у выступающей против санкций Австрийской партии свободы попытается «Коалиция проигравших». Возможно, АПС придется ждать «очередных внеочередных» выборов. На них она наберет еще больше голосов.

FLICKR.COM
Герберт Кикль

Все чаще происходящие в последнее время на выборах в Европе победы правых партий приводят, независимо от страны, к одинаковым последствиям: во-первых, победители чаще всего не получают реальную власть, а во-вторых, их конкуренты объединяются, пусть и временно, чтобы не допустить противников к власти. В минувшее воскресенье произошел очередной случай, который способен в очередной раз подтвердить вышесказанное.

В Австрии прошли парламентские выборы, на которых с 29% голосов победила правая Австрийская партия свободы (АПС, Freiheitliche Partei Österreichs — FPO). Но право сформировать правительство, как следует из многочисленных примеров, еще не означает реальную возможность его создания.

Агентство РБК отмечает критическое отношения FPÖ к стратегии Запада в отношении конфликта на Украине. После начала российской военной операции эта партия не выступила с однозначной поддержкой Киева, а напротив, высказались против санкций в отношении Москвы и за восстановление энергетического сотрудничества с Россией. В марте 2023 года депутаты от FPÖ покинули зал Национального совета, когда там начал выступать президент Украины Владимир Зеленский.

Австрия в силу нейтрального статуса не осуществляет военные поставки Украине, но одобряет финансовую помощь Киеву от ЕС. В связи с этим в программе документе АПС отмечается, что правительство Австрии «попирает принцип нейтралитета», одобряя выделение сотен миллиардов евро на закупку оружия для Украины. «Для наших налогоплательщиков, страдающих от высокой инфляции и роста цен на энергоносители, эта политика стала бездонной ямой», — говорится в документе.

Очень высока вероятность того, что так же, как в других европейских странах, где в последние годы побеждали правые, традиционные политики в Австрии объединятся, чтобы максимально затруднить для тех, на кого они клеят ярлык «радикалов», создание правящей коалиции. Политологи прогнозируют, пишет Bloomberg, что лидер АПС Герберт Кикль, неоднократно вместе со своей партией попадавший в скандалы из-за якобы имеющихся у них связей с Кремлем, в новое правительство попадет навряд ли, потому что все остальные политики уже пообещали с ним не сотрудничать. Впрочем, по той же причине оно и само появится не скоро.

Скорее всего, после того, как Кикль не сможет сформировать правящую коалицию и правительство, это за него сделают лидеры двух традиционных партий, занявших на выборах 2-е и 3-е места: Карл Нехаммер из консервативной Народной партии (OVP) и Андреас Баблер из Социал-демократической партии (SPO).

«Народников» и социал-демократов трудно назвать союзниками и тем более единомышленниками, несмотря на то, что они сформировали больше половины правительств в послевоенной Австрии. Но для того, чтобы закрыть путь к власти «радикалам» (и получить ее самим — неправда ли, неплохой бонус за «идеологическую принципиальность»?), они могут вновь объединиться и создать правящую коалицию, в которой места победителям на выборах не найдется.

Конечно, это будет обидный результат для FPO, но никто не лишит их статусов самой многочисленной партии в австрийском и мощной оппозиции, которая максимально затруднит работу правящей коалиции, которая в силу внутренних противоречий едва ли будет сильной и продержится долго. В случае прихода к власти «коалиции проигравших», как ее уже называют, и ее дальнейшего распада, который приведет к досрочным выборам, победа FPO на них наверняка будет еще более убедительной, чем сейчас.

Кстати, время от времени (последний раз в 2017 году) к OVP и SPO присоединялась и FPO, но всегда в роли младшего партнера, не играющего особо заметной роли в кабинете министров.

Такой сценарий сейчас вполне вероятен. Карл Нехаммер сразу после победы АПС уже заявил, что поручать формирование нового правительства Герберту Киклю крайне «опрометчиво и рискованно» и повторил, что «народники» не будут вести никаких переговоров с «ультра», правда, не вообще, а пока их будет возглавлять Кикль.

По предварительным результатам в случае объединения у социал-демократов и народников будет в новом Национальном совете (нижней палате парламента Австрии) 93 места, т.е. немногим больше половины из 183 мест, что дает им формальное право создать правительство. Однако, считается, что они могут взять в правящую коалицию и либералов из партии «Новая Австрия и Либеральный форум» (NEOS), что даст им более-менее устойчивое большинство. Кстати, тогда это будет первая трехпартийная правящая коалиция в современной истории Австрии.

«Я не потерплю вас в правительстве, — заявила Герберту Киклю глава либералов Беате Майнль-Райзингер. — Я на все 100 процентов уверена, что вы не подходите для страны».

На все выпады противников лидер АПС отвечает так, как он уже ответил в интервью радиостанции ORF: «Сейчас Партия свободы стала самой сильной партией (в Австрии) и внезапно все изменилось. Это их очередная попытка одурачить народ».

Нечто подобное происходит в последнее время по всей Европе. В Германии, например, недавно «Альтернатива для Германии» (AfD) победила на выборах в федеральной земле Тюрингия, но с ними отказались сотрудничать традиционные партии в формировании коалиции и правительства. В июле левая коалиция не позволила Марин Ле Пен победить на парламентских выборах во Франции. В Нидерландах, правда, у традиционалистов не вышло отнять победу у лидера правых Герта Вилдерса, но ему самому так и не удалось возглавить новое правительство королевства.