Правительство направило на рассмотрение в Госдуму проект федерального бюджета на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов. Главный финансовый план в целом составлен «по заветам» Послания к Федеральному собранию и нацелен на то, чтобы обозначить ресурсами национальные цели развития.
Основными инструментами для достижения этих целей станут национальные проекты. На их реализацию в шестилетней перспективе, как отмечается в релизе Минфина России, будет потрачено 40 трлн рублей – вдвое больше, чем в 2019-2024 годах. В предстоящей трехлетке речь идет о 5,7 трлн рублей, 6,2 трлн рублей и 6,3 трлн рублей соответственно.
«Национальные цели развития, перечисленные в президентском указе, ставят амбициозные задачи, требующие масштабного финансирования. Поэтому рост ассигнований на мероприятия в рамках нацпроектов неудивителен. Наращиваются необходимые расходы на социальные цели и обеспечение безопасности. Одновременно существенные средства предусмотрены на задачи технологического развития и инфраструктуру», – комментирует небывалый размах главный экономист Института экономики роста им. П.А. Столыпина Борис Копейкин.
Стоит отметить, что сравнивать нацпроекты нынешней «пятилетки» и следующей чисто по затратам не совсем верно. Дело в том, что самих проектов станет больше, к тому же, по большей части это будут уже другие проекты. Например, «Семья», «Молодежь и дети», «Продолжительная и активная жизнь», анонсированные президентом в Послании. В плане технологий вместо довольно пространной «Науки» запускаются абсолютно предметные: «Средства производства и автоматизации» — нацеленные на развитие станкостроения, робототехники, производства литейного и термического оборудования, «Новые материалы и химия», «Новые атомные и энергетические технологии», «Беспилотные авиационные системы». Эти проекты нацелены на достижение конкретного результата, обеспечения технологического суверенитета. А это, как ни крути, удовольствие не дешевое, хотя и оправданное.
«Вложения в эти области направлены на долгосрочное повышение качества жизни, создание новых рабочих мест и стимулирование экономического роста», – отмечает партнер аудиторско-консалтинговой группы «Юникон» Эдуард Румянцев.
С расходами решили не перебирать
В общей же сложности расходы бюджета в ближайшие три года составят 41,46 трлн рублей – на 2 с небольшим триллиона больше, чем годом ранее. Рост достаточно скромный. Особенно при учете того, что, согласно пояснительной записке к законопроекту о бюджете, расходы на национальную оборону вырастут сразу на 3 трлн рублей до 13,49 трлн рублей.
Конечно, подробных разъяснений по поводу того, на что именно пойдут эти деньги нет. Самая крупная статья расходов, указанная в пояснительной записке – оплата персоналу, 1,3 трлн.
«В проекте бюджета предусматриваются значительные средства на укрепление обороноспособности страны для обеспечения задач СВО. Ресурсы будут предусмотрены (и уже предусмотрены) на оснащение Вооруженных Сил необходимым вооружением и военной техникой, выплату денежного довольствия, поддержку предприятий ОПК», – так комментирует данный раздел расходов Минфин.
Кроме того, бюджетные средства традиционно пойдут на выполнение социальных обязательств, здравоохранение и образование, развитие промышленности и дорожное строительство. Расходы на социальную политику по сравнению с 2024 годом в 2025 снижены больше, чем на 1 трлн рублей – с 7,7 трлн до 6,49. Однако правительство заверило в том, что пенсии будут индексироваться, причем, начиная с 2025 года – и работающим пенсионерам. Проиндексируют на размер инфляции и маткапитал. Продолжится выплата единого детского пособия, сохранятся выплаты для многодетных (в том числе и на компенсацию части ипотеки после рождения третьего ребенка).
«Более 1,7 трлн рублей заложено на программы улучшения жилищного обеспечения семей с детьми. Это включает субсидирование процентной ставки по ипотеке для всех семей с детьми (до 1,5 трлн рублей), а также единовременные выплаты (450 тыс. рублей) многодетным семьям (с 3-мя и более детьми) на частичное погашение ипотеки (296,8 млрд рублей)», – говорится в сообщении Министерства финансов РФ.
Бюджет налоговой реформы
Покрывать расходы предполагается, естественно, за счет доходов, которые, согласно законопроекту, вырастут в 2025 году на 11,6% к 2024 году и составят 40,29 трлн рублей против 36,1 трлн годом ранее. Что же обеспечит такой рост?
«Рост доходов федерального бюджета в 2025 году будет обусловлен несколькими факторами. Один из них — изменение налогового законодательства, которое было закреплено в конце весенней сессии 2024 года. В результате увеличились ставки по НДФЛ и налогу на прибыль организаций, которые поступают в федеральный бюджет. Произошли и некоторые другие изменения налогового законодательства, которые также должны привести к весьма существенному росту доходов бюджета», – говорит директор Центра региональной политики ИПЭИ Президентской Академии Владимир Климанов.
Как отмечает к.э.н., заместитель начальника отдела аналитических исследований ИКСИ Вера Кононова, предполагается, что основным фактором роста доходов федерального бюджета в 2025 году станет налоговая реформа, включающая повышение ставки налога на прибыль до 25%, введение прогрессивной шкалы НДФЛ, расширение числа плательщиков НДС и другие меры. На момент обсуждения этой реформы в Минфине оценивали, что дополнительные доходы федерального бюджета от ее реализации в 2025 году составят 2,6-2,7 трлн руб. Однако сейчас проект бюджета предполагает, что доходы вырастут почти на 4,2 трлн. руб.
«Это связано с тем, что одновременно реализуются другие изменения законодательства, такие как индексация утилизационного сбора (одна только эта мера, согласно оценкам Минфина, принесет в бюджет еще 972,3 млрд руб.), индексация ставок акцизов и госпошлины и т.д. В целом, дополнительные поступления в бюджет, связанные с различными изменениями законодательства, составят более 3,5 трлн руб. (эта оценка включает изменения законодательства, снижающие доходы бюджета – главным из них является снижение нагрузки по НДПИ на добычу газа; если же учитывать только повышающие нагрузку изменения, то результат превысил бы 4 трлн руб.)», – говорит аналитик.
Кроме того, как отмечает Владимир Климанов, в условиях продолжающегося экономического роста будут также увеличиваться доходы в ненефтегазовом секторе: «Именно он будет определять более высокую часть доходов федерального бюджета в 2025 году и такой рост носит менее проинфляционный характер, чем если бы мы наращивали доходы за счет высоких цен на нефть».
Спор о «нефтяной игле»
Между тем, прогноз по нефтегазовым доходам не такой радужный: в предстоящей трехлетке они, по оценке властей, будут снижаться. Если в 2024 году согласно последним оценкам, отмеченным в пояснительной записке они составят 11,3 трлн рублей, то в 2025 году – 10,93, в 2026 – 10,56, а в 2027 – 9,76 трлн рублей.
«Что касается нефтегазовых доходов, с большей вероятностью стоит ждать их сокращения в силу неблагоприятных условий, вызванных экономическими санкциями недружеских стран, и сопутствующего сокращения экспорта нефти и природного газа. Мы, скорее всего, действительно слезаем с нефтяной иглы и вызвано это объективными событиями, происходящими сегодня на мировой арене», – рассуждает Владимир Климанов.
По словам Веры Кононовой, дело отнюдь не в «излечении» российской экономики от «нефтегазовой зависимости».
«Запланированное снижение нефтегазовых доходов связано скорее не со “слезанием с нефтяной иглы”, а с изменением законодательства по НДПИ на природный газ (по оценке, это приведет к сокращению нефтегазовых поступлений на 550 млрд руб.), с ростом «демпферных» выплат нефтепераработчикам, направленным на обеспечение стабильности внутренних цен на топливо (по сравнению с 2024 годом эти выплаты возрастут более чем на 360 млрд руб.), а также с ожиданиями постепенного снижения цен на российскую нефть», – поясняет аналитик.
Она отмечает, что в целом, с учетом всех остальных факторов, в проект бюджета заложено снижение нефтегазовых доходов на 373 млрд руб., или на 3,2% по сравнению с ожидаемым объемом нефтегазовых доходов в 2024 году. При этом следует учитывать, что Минфин обычно дает консервативные оценки нефтегазовых доходов, которые по факту нередко оказываются выше первоначального плана.
«Соотношение между нефтегазовыми и ненефтегазовыми доходами действительно улучшается. Это делает динамику доходов бюджета более предсказуемой. И всё же зависимость и бюджета, и экономики в целом от сырьевого сектора остается высокой. Бюджет рассчитан исходя из среднесрочного прогноза социально-экономического развития, который предусматривает умеренное снижение цен на нефть до 65 долларов. Однако волатильность на нефтяном рынке бывает высокой», – развивает тему Борис Копейкин. Он отмечает, что в случае существенного, а главное длительного снижения цен на нефть именно консервативность бюджетной конструкции и действие бюджетного правила позволят профинансировать необходимые расходы, а значит и достичь поставленных целей.
«Что же касается сокращения сырьевой зависимости экономики за счет ускоренного развития перерабатывающих отраслей, то это принесло бы значительные выигрыши и населению, и компаниям, и федеральному бюджету, доходы которого увеличивались бы за счет поступлений от новых перерабатывающих производств. Однако такое развитие экономики требует значительных инвестиций, финансировать которые для бизнеса сейчас затруднительно», – резюмирует Вера Кононова.
Дефицит на пользу дела
Между тем, доходов, даже столь бодро растущих и прогнозируемых, не хватит для полного покрытия расходов. Бюджет будет дефицитным – 0,5 % ВВП в 2025 году, 0,9 % ВВП в 2026 году и 1,1 % ВВП в 2027 году.
Впрочем, по мнению экспертов, такой уровень не представляет проблемы.
«Дефицит бюджета на уровне 0,5-1,1 % ВВП в течение 2025-2027 годов можно считать комфортным, особенно с учетом текущих условий. Эти значения не выходят за рамки допустимых показателей и могут быть легко покрыты за счет заимствований или других источников. Кроме того, этот уровень дефицита соответствует бюджетному правилу, которое регулирует соотношение нефтегазовых доходов и расходования средств в целях сохранения стабильности экономики», – комментирует ситуацию Эдуард Румянцев.
«Сам факт сохранения бюджетного дефицита в 2025-2027 годах (притом на вполне управляемом уровне 0,5-1,1% ожидаемого ВВП) позитивен, поскольку дефицит указывает на сохранение определенного бюджетного стимула для экономики. Это особенно важно на фоне значительного роста фискальной нагрузки на экономику, реализуемого с 2025 года, а также сохранения крайне высокого уровня процентных ставок. В такой ситуации стремиться к полной сбалансированности бюджета (в виде нулевого сальдо) или, того хуже, к профициту бюджета (как это случалось ранее) – означало бы окончательно лишить экономику поддержки», – говорит Вера Кононова.
По мнению аналитика, в текущей ситуации очень важную роль для поддержки развития экономики играют инфраструктурные расходы бюджета, расходы в рамках ряда нацпроектов, субсидии на поддержку доступности заемных средств и т.д.
«Такие расходы направлены на расширение предложения товаров и услуг в экономике, на формирование «экономики предложения», о которой неоднократно говорил президент. И именно такие расходы имеют серьезный антиинфляционный эффект, поскольку расширение предложения – это естественный механизм, ограничивающий рост цен в экономике», – подчеркивает замначальника отдела аналитических исследований ИКСИ.
Долг ОФЗ красен
«Для покрытия дефицита планируется заимствовать деньги на внутреннем и внешнем рынках. Но это может привести к увеличению государственного долга», – напоминает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
Минфин прогнозирует повышение потребностей в заимствованиях. Как следует из проекта бюджета, если в 2024 году. суммарный объем заимствований составит 2,5 трлн руб., то в 2025 году – уже 3,3 трлн руб., и такая же ситуация прогнозируется и на 2026-2027 годы
По мнению экспертов, сам по себе уровень долга не представляет угрозы: по прогнозам Минфина он составит 18,1% и, как отмечает Борис Копейкин, даже в 2027 году Россия останется в десятке стран с самым низким долгом по отношению к ВВП.
«При этом по факту исполнение бюджета у нас периодически приводит даже к лучшим результатам. Так, по последним данным дефицит на сентябрь с начала года составил чуть более 300 млрд рублей или около 0,2% ВВП», – отмечает главный экономист Института экономики роста им. П.А. Столыпина.
Однако, как отмечает Вера Кононова, проблема не в самом долге, а в его обслуживании. Она указывает на то, что стоимость обслуживания этого госдолга, учитывая наши запредельно высокие процентные ставки, уже существенно выросла и будет продолжать расти.
«Если в 2023 году Минфин оценивал расходы федерального бюджета на обслуживание госдолга на уровне 1,5 трлн руб., то на 2025 год план расходов составляет уже 3,2 трлн руб., т.е. расходы должны вырасти в 2,1 раза. Однако сам объем госдолга за это время растет значительно меньшими темпами (согласно плановой оценке на 2025 год, по сравнению с 2023 годом рост составит 38%). Примечательно, что расходы федерального бюджета на обслуживание госдолга уже значительно превысили объем бюджетного дефицита. Потребности в заимствованиях могли бы быть существенно ниже, если бы процентные ставки в экономике не поддерживались бы столь долгое время на запретительном уровне», – резюмирует аналитик ИКСИ.