Продажи автомобилей BMW AG и Mercedes-Benz Group AG в Китае в третьем квартале сильно упали на слабом потребительском спросе. Немецким автопроизводителям приходится утешаться тем, что китайцы сейчас значительно меньше покупают все, а не только товары роскоши, к которым относятся многие модели BMW и Mercedes. Так, продажи BMW и Mini в июле-сентябре 2024 года, по данным Bloomberg, обвалились почти на 30%, что является максимальным снижением за три года. Продажи Mercedes снизились не так сильно – на 13%. Причем, спрос на ряд моделей, к примеру, S-Class и Maybach, даже сохранился на прежнем уровне.
Поднебесная является крупнейшим рынком сбыта для немецких автопроизводителей, поэтому статистика из Китая и настроения и финансовые возможности китайских автолюбителей так для них важны. К проблемам в КНР следует прибавить также заметное снижение спроса на электромобили в самой Европе. Не удивительно, что BMW и Mercedes предупреждают акционеров о снижении прибыли.
Не обошлось и без геополитики, хотя, к счастью, пока лишь на торговом фронте. Пекин, например, на днях заявил, что планирует поднять пошлины на импорт автомобилей с двигателями большого объема, к которым относятся дорогие модели BMW и Mercedes, после того, как Евросоюз проголосовал на прошлой неделе о введении тарифов до 45% на китайские электромобили.
В наиболее сложном положении оказался BMW, для которого два первых квартала года со снижением продаж в годовом выражении менее, чем на 5%, оказались не такими провальными, как третий. Во многом за счет 30-процентного обвала в Китае продажи концерна снизились в общей сложности на 13%. Очень некстати пришлись и технические неполадки, в том числе и проблемы с тормозными системами, заставившие отозвать сотни тысяч автомобилей.
Для Mercedes суммарное снижение продаж на 12% означает провал стратегии акцента на выпуск дорогих моделей представительского класса.
Данные по продажам BMW и Mercedes стали очередным признаком больших проблем в одном из главных секторов немецкой промышленности – автопроме с высокой себестоимостью производства на внутреннем рынке и постоянно растущими проблемами в Китае, на рынке электромобилей которого доминируют местные автопроизводители во главе с BYD Co. Кстати, акции BMW и Mercedes четко реагируют на вызовы: в этом году они подешевели на 23% и 9% соответственно.
У BMW в третьем квартале снизились продажи по всем позициям, кроме электромобилей. Так, продажи BMW i4 и iX1 выросли в июле-сентябре в годовом выражении на 10% до 103440 автомобилей.
У Mercedes ситуация другая. Продажи электрокаров рухнули в третьем квартале на 31% до всего лишь 42500 автомобилей, а вот продажи гибридов выросли на 10% благодаря высокому спросу в США.
Последние модели электромобилей Mercedes встретили без энтузиазма в Китае и в других странах. Молодежь в КНР все чаще предпочитает китайские электрокары, которые превосходят европейских конкурентов по цифровым технологиям.