Нефть взлетела как ракета

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
2 октября 2024, 18:35

Усиление ближневосточного конфликта придало сил «быкам» сырьевого рынка. Что делать, на рынке нефти инвесторы-«быки» часто похожи на гиен, так как рост происходит не из-за усиления производственной активности в мире, а по причине конфликтов. В любом случае, пока восходящий тренд не слишком устойчив и, как и вызвавшие его ракеты, после взлета способен перейти к падению. Но не обязательно, в отличие от тех же ракет.

monocle.ru/AP/ТАСС

В Секторы Газы новое обострение: Иран выпустил более 100 баллистических ракет по Израилю. Ущерб, к счастью, минимальный. Но рынки беспокоят варианты израильского ответа. Если, например, Тель-Авиву удастся помешать экспорту иранской нефти (а она в основном идет в Китай), или нарушить движение танкеров в этом районе, мировые цены на нефть неизбежно вырастут.

Они и так уже подскочили, еще на фоне слухов, предшествовавших ракетной атаке на Израиль. Марка WTI торговалась по цене 70,16 доллара за баррель, прибавив 2,92%, нефть марки Brent также значительно выросла, прибавив 2,66% и торгуясь по цене 73,61 доллара за баррель. После выпуска ракет оба бенчмарка подкочили более чем на 5% за день, и Brent торгуется на уровне 75,35 доллара за баррель.

Напимним, что напряжённость на Ближнем Востоке возросла после убийства на прошлой неделе главы «Хезболлы» Хасана Насраллы. В понедельник Израиль разбомбил центр Бейрута, и его войска начали то, что они назвали «целевыми наземными рейдами».
 
Западная пресса изо всех сил старается приглушить влияние новостного фона на рынки. Например, Guardian, ссылаясь на «экспертов», пишет, что инвесторы сохраняют относительный оптимизм на фоне эскалации напряженности на Ближнем Востоке, ведь цены на нефть упали более чем на 10% за последние три месяца, а фондовый рынок США остается близким к рекордно высокому значению.

Впрочем, издание признает, что рост цен на нефть вполне вероятен и «может обеспокоить западные финансовые столицы, особенно в преддверии президентских выборов в США в следующем месяце».

Наверное, это действительно тот случай, когда неопределенность столь высока, а напряженность за последний год (с нападения ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года) стала столь привычной, что рынки реагируют на новые события сдержанно.

«Довольно удивительно, когда вы видите эскалацию и ничего не происходит, это, как правило, не то, чего вы ожидаете от рынков», — сказал Нуван Гунетиллеке, глава отдела рынков капитала лондонской страховой компании Phoenix Group. 

Но и он признает, что «ситуация обостряется в течение последних 12 месяцев». «Рынок продолжит следить, не затянет ли конфликт другие региональные державы. Иран — это тот, который может сделать ситуацию драматичной», — заявил Нуван Гунетиллеке.

Ставки при усилении конфликта высоки. Иран является крупным производителем нефти, поставляя около 3 млн баррелей в день, или около 3% мировой добычи, несмотря на западные санкции. Он имеет значительное влияние на Ормузский пролив, ключевое место для транспортировки нефти и газа танкерами, перевозящими до 20 млн баррелей в день, что составляет почти 30% мировой торговли нефтью. Иран также влияет на обстановку в Красном море, поддерживая повстанцев-хуситов в Йемене, атакующих в этом районе морские суда.

Другие крупные экспортеры нефти и газа, включая Саудовскую Аравию, Ирак, ОАЭ, Кувейт и Катар, в значительной степени зависят от Ормузского пролива, что повышает вероятность того, что закрытие Ираном перевалки товаров по морю может иметь широкие последствия.

Аналитики консалтинговой компании Capital Economics заявили, что такой шаг может привести к росту цен на нефть почти до 100 долларов за баррель. Однако даже если Иран ограничит судоходство, относительно тёплые отношения Тегерана с Катаром означают, что поставки всё равно могут осуществляться. «В любом случае, учитывая вероятность военного ответа — вероятно, со стороны США, — мы сомневаемся, что Иран на практике сможет надолго закрыть пролив», — полагают в компании.

Для нефти начало месяца оказалось многообещающим, отмечает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Людмила Рокотянская. С точки зрения технического анализа, говорит она, это может быть заявка на дальнейший рост. Котировки пытаются отрисовать разворотный паттерн «Двойного дна». Паттерн будет считаться подтвержденным, если цена закрепится выше 75,2 долл. за баррель. 

В текущем моменте активу помогает эскалация ситуации на Ближнем Востоке. Ключевой вопрос — насколько далеко зайдет конфликт между Ираном и Израилем, подтверждает эксперт. В негативном сценарии могут быть нанесены удары по нефтехранилищам, в еще более драматичном варианте — может быть перекрыт Ормузский пролив, через который проходит 20% мировых потоков нефти. Другие проливы в регионе тоже являются довольно узкими местами в мировой логистике нефти: Суэцкий канал и Баб-эль-Мандебский пролив («Врата слез» в переводе).

Также поддержку «черному золоту» вчера оказали данные Американского института нефти об очередном недельном сокращении запасов в стране. 

Смешанный эффект несет информация о производственной активности в США и Китае, ключевых потребителей нефти в мире — активность остается низкой. Впрочем, полагает Людмила Рокотянская, это может стать поводом для более быстрого снижения ставок ФРС, что в перспективе несет рынку сырьевых товаров позитив. 

Прогноз: уверенный пробой уровня 75,2 долл. сулит Brent большой лонг — к 80,58 долл. за баррель. Невозможность пройти указанное сопротивление отбросит актив обратно в блок 70–72 долл. за баррель», —ожидает Людмила Рокотянская.

Как полагает Николай Вавилов, специалист департамента стратегических исследований Total Research, уровень 76 долларов за баррель Brent имеет на текущий момент стратегическое значение. По его словам, если в ближайшее время произойдет пробой этого уровня вверх, то для Brent открывается дорога на уровень 84 долл. за баррель. 

«Такой сценарий в свете обострения геополитики на Ближнем Востоке выглядит наиболее вероятно. А вот если в этом месяце цена не пробьет этот уровень сопротивления, то на фоне увеличивающегося нефтяного предложения, ценовому движению открывается дорога вниз на уровень вплоть до 40 за долл. баррель», — рассуждает эксперт. О такой вероятности, по словам Вавилова, говорит технический анализ: «В 25 долларов тоже никто не верил, но эта отметка была достигнута сравнительно недавно: 20 апреля 2020 года цена нефти достигала 16,57 долл.».