США: там, где кончается нефть

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
2 октября 2024, 20:58

В большой уязвимости Америки перед нынешними событиями на Ближнем Востоке известный тамошний нефтяник Гарольд Хамм винит Джо Байдена, опустошившего американский Стратегический нефтяной резерв.

Изображение является общественным достоянием
Одно из хранилищ Стратегического нефтяного резерва США

Гарольд Хамм – личность в американской и мировой энергетике очень известная, поэтому к его мнению прислушиваются. Более полувека назад, в 1967 году он создал нефтегазовую компанию Shelly Dean Oil Co., именуемую теперь Continental Resources и считающуюся одним из лидеров среди компаний, специализирующихся на добыче сланцевой нефти.

В интервью Financial Times Хамм выразил уверенность, что в отношении нефти США сейчас крайне уязвимы перед шоками на Ближнем Востоке. И обвинил в этой уязвимости дорабатывающего последние месяцы на посту президента США Джо Байдена.

Байден, убежден промушленник, совершенно напрасно опустошил Стратегический нефтяной резерв США (SPR), сильно навредил добыче нефти в Америке и совершил много ошибок во внешней политике.

«Они (Белый дом) опустошили SPR,- заявил Гарольд Хамм. - Запасы нефти в США сейчас на очень низком уровне. Между тем, никогда не знаешь, когда они понадобятся. Это, как с бензином в автомобиле. Мы оказались сейчас в очень уязвимом положении и находимся в нем четыре последних года, потому что у нас такой плохой президент».

Как нетрудно догадаться, Гарольд Хамм является сторонником Республиканской партии и Дональда Трампа, который, напомним, обвинил администрацию Байдена в том, что она ведет войну с американской энергетикой и поставила Америку на грань третьей мировой войны. Обвинительное интервью пионер сланцевой революции дал накануне ракетного удара Ирана по территории Израиля в ответ на наземную операцию израильской армии в Ливане.

Кстати, после иранской атаки цена нефти подскочила на 5%. Баррель нефти подорожал до 75,40 долларов на опасениях о том, что конфликт между Израилем и «Хезболлой» перерастет в большую войну в регионе, на который приходится треть мировой добычи нефти. Аналитики сходятся во мнении, что война между Ираном и Израилем окажет крайне негативное воздействие на экспорт нефти и газа через Ормузский пролив, через который проходит 20% всех углеводородов.

Между тем, если сейчас, когда до президентских выборов осталось чуть больше месяца, цена на бензин в Америке пойдет вверх, то шансы Камалы Харрис на победу пойдут вниз. Напомним, кандидат от демократов обещает американцам снизить цены на товары первой необходимости, к которым в Америке относится и бензин. Пока что литр бензина на американских заправках стоит в среднем в районе 3,4 долларов, что на треть ниже цены лета 2022 года.

Администрация Байдена начала забирать нефть из SPR, чтобы удержать цены на топливо на приемлемом уровне, еще в 2021 году. В 2022 году, после 24 февраля, из резерва забрали еще 180 млн баррелей нефти. Сейчас, несмотря на незначительные закупки, нефти в SPR осталось лишь 382 млн баррелей, т.е. меньше половины обычного объема. Этого Америке хватит, по данным Управления энергетической информации (EIA), лишь на 19 дней.

Гарольд Хамм также обвинил президента Байдена в том, что он пытался снизить инвестиции в нефтегазовую отрасль, ввел ограничения на бурение скважин и временно прекратил выдавать разрешения на строительство нефтегазовой инфраструктуры и экспорт сжиженного газа (СПГ).

«Очень важно, чтобы мы не навредили этой отрасли больше того, что уже сделала администрация», - подчеркнул Хамм. Он, кстати, считает, что Камала Харрис, если придет к власти, сохранит запреты и ограничения для нефтяников.

Джо Байдена американские нефтяники и газовики справедливо не любят, но Гарольд Хамм прав не во всем. При Байдене, несмотря на все его запреты и ограничения добыча нефти и газа достигла рекордных высот. Особенно сильно вырос экспорт сжиженного газа. Многие специалисты считают, что США сейчас находятся в лучшей, чем в 70-е годы прошлого века форме, если дело дойдет до разрывов цепочек поставок и перебоев с поставками. Впрочем, это результат последних полутора десятков лет: переход нефтедобычи в США к росту начался в 2009 году.