На следующей неделе, скорее всего, будет принято окончательное решение по выпускам в течение нескольких лет облигаций в общей сложности как минимум на 10 трлн юаней (1,4 трлн долларов) для того, чтобы вдохнуть жизнь в испытывающую большие проблемы экономику Китая. Причем, ожидается, что в случае победы Дональда Трампа на президентских выборах в США, пишет Reuters, сумма может быть увеличена. Решение будет принято на заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), парламента КНР, который будет работать 4-8 ноября.
Большая часть этого долга, а именно на 6 трлн юаней, будет выпущена в течение трех ближайших лет, включая и текущий год. Эти деньги в основном достанутся провинциальным правительствам, которые накопили громадные долги.
Объем дополнительного долга очень большой даже для полуторамиллиардного Китая. Достаточно сказать, что он превышает 8% объема всего промышленного производства КНР.
Сейчас уже очевидно, что для оживления экономики, которая в последнее время столкнулась со многими проблемами, в том числе и с затяжным кризисом на рынке недвижимости, в Пекине после долгих раздумий и колебаний все же решили прибегнуть к испытанному способу – стимулированию экономики. Размер предполагаемой поддержки, как уже говорилось, большой, но все же он уступает объему поддержки в 2008 году.
Народный банк Китая (РВСО), китайский центробанк, объявил в конце сентября пакет самых мощных после коронавирусной пандемии агрессивных монетарных мер. По словам Томми Се из OCBC Bank, сначала будет оказана помощь властям на местах, затем предполагается укрепить стабильность финансовой системы КНР и наконец поддержать внутренний спрос.
ПК ВСНП собирается раз в два месяца, обычно во второй половине четных месяцев. В начале года это заседание намечалось на конец октября, но было передвинуто на начало ноября. Скорее всего, из-за выборов президента США, которые пройдут 5 ноября. Дело в том, что их результаты могут повлиять на конечный объем выпускаемого госдолга. Если в Белый дом вернется Трамп, то Пекин вполне может увеличить общий размер поддержки экономики, потому что его возвращение, как считается, будет означать усиление проблем для КНР. Достаточно сказать, что он обещает поднять тарифы на китайские товары на 60%.
Что касается внутренних проблем, то ожидается, что ПК ВСНП одобрит выделение 4 трлн юаней местным властям на покупку в течение 5 следующих лет земли под строительство, а также нереализованного жилья. Это первая часть помощи, выделяемой провинциальным правительствам. Вторая часть должна пойти на инфраструктурные проекты.
В начале 2024 года Пекин планировал выпустить специальных облигаций на 1 трлн юаней. Эти планы, пишет Reuters, остаются в силе. Причем, сумма, ожидается, будет увеличена, потому что ситуация изменилась и сейчас предполагается бороться не только с краткосрочным, но и с долгосрочным структурным замедлением развития экономики КНР.
Несмотря на громадные суммы эта программа поддержки не дотягивает в процентном отношении к ВВП до поддержки в 2008 году, когда вся планета, включая Китай, была охвачена глобальным финансовым кризисом. Тогда 4 трлн юаней составляли 13% ВВП КНР.
Дополнительные деньги полтора десятилетия назад разогнали китайский рынок недвижимости, который сейчас находится в глубоком кризисе, и привели к резкому росту кредитования финансовых механизмов местных властей, используемых ими для того, чтобы обойти жесткие ограничения по заимствованиям.
В пакете помощи предполагается стимулирование и других задач, в т.ч., например, для оживления потребления в размере как минимум 1 трлн юаней. Еще один триллион юаней в виде специальных облигаций Минфина КНР может быть направлен на увеличение капитала крупных государственных банков.
«Мощная финансовая поддержка должна укрепить уверенность и поддержать рост экономики,- комментирует новости о программе поддержки китайской экономики главный экономист по Азии гонконгского отделения S&P Global Луи Кумис.- Складывается впечатление, что поддержка роста потребления будет в программе довольно скромной. Это значит, что не стоит рассчитывать на существенное повышение прогнозов по росту экономики или на исчезновение угрозы дефляции».