Танцевальный спектакль-фантазия «Мистерия про это»

31 октября 2024, 11:38

Спектакль посвящен постановке Всеволода Мейерхольда и Казимира Малевича по пьесе Владимира Маяковского «Мистерия-буфф» и приурочен к 150-летию Мейерхольда.

Предоставлено пресс-службой
Читайте Monocle.ru в

Премьерные показы пройдут 13,14 и 15 ноября в рамках выставки «От утопии к театру» в Центре «Зотов». Режиссером постановки выступила Анна Гусева, музыку к ней написал Кирилл Архипов, хореографию создала Анастасия Пешкова.

О первой постановке «Мистерии-буфф», созданной в 1918 году, известно немного: до нас не дошло ни фотографий, ни костюмов, ни декораций. Известно только, что публика не приняла новаторскую режиссуру Мейерхольда, супрематические декорации Малевича и «плакатный» текст Маяковского. Однако постановка надолго опередила свое время и сегодня считается одной из легенд авангардного искусства.

Авторы «Мистерии про это» создали спектакль-фантазию на темы, заданные сто лет назад. Литературную основу спектакля составляют два текста Владимира Маяковского: пьеса «Мистерия-буфф» и поэма «Про это». По замыслу режиссера Анны Гусевой, «Мистерия про это» исследует взаимоотношения индивидуума и коллектива, постепенное обретение человеком голоса и вектора движения, место любви и личности в механистическом мире. Все это — через лаконичную форму: деление толпы на группы, пары, возникновение конфликтов внутри групп, их распад на отдельных перформеров. Хореография Анастасии Пешковой опирается на принципы биомеханики Всеволода Мейерхольда и пространственные решения Казимира Малевича.

Анна Гусева, режиссер:

— Один из главных приемов в «Мистерии про это» — мизансценирование на 360 градусов. Перформеры находятся на крутящейся платформе, и зрительское внимание направляется на ту часть платформы, которая к нему приближается. В зависимости от положения в зале, зрители видят разную картинку. Общей опорой становится не визуальная, а музыкальная составляющая постановки: звук объединяет все точки видимости и помогает каждому достроить воспринимаемые им фрагменты до целого. Так зритель становится соучастником творческого процесса.

Анастасия Пешкова, хореограф:

— Такой контекст лишает нас возможности много работать с импровизацией — хореографическая партитура «Мистерии про это» подробная и сложная. До начала постановочного процесса в труппе прошли классы по биомеханике Мейерхольда: близость биомеханики и некоторых техник современного танца вновь стала для нас очевидной. Также мы были очарованы модернистской эстетикой биомеханики, что отразилось в хореографическом тексте.

Кирилл Архипов, композитор:

— Музыкальная партитура спектакля произрастает из моего, но также и из общего архитектонического слуха постановочной команды. Звуковая палитра спектакля состоит из театральных жестов и большого количества электронной музыки — например, записи нескольких электрогитар. Перформеры в «Мистерии про это» сочетают в себе роли танцовщиков, перкуссионистов и чтецов, которые транслируют текст в разных формах — от декламации до пения.