Канатные дороги – настоящие артерии горнолыжных курортов. Чтобы они работали без пауз и нареканий, власти усиливают поддержку бизнеса, который создает отечественные разработки для российской горнолыжной инфраструктуры. Будут поддержаны и сами курорты – как потребители подобных технологий или продукции, но только если они покупают отечественные механизмы.
Осень – начало новых стратегических планов для сферы туристического бизнеса. А для горнолыжной отрасли это стадия низкого старта перед открытием нового зимнего сезона катания. По данным государственной программы РФ «Развитие туризма», экспорт российских туристических услуг в 2025 году может составить 4,34 млрд долларов, а еще через два года может дойти до 6,86 млрд долларов. То есть Россия не только расширяет свои возможности и предложения для внутреннего туриста, но и работает на перспективу – на расширение приема иностранных гостей на своих курортах. А доля туризма как отрасли в российском ВВП России прогнозируется в 2,9% в 2025 году – и уже 3,2% в 2027 году. Причем, по оценкам Минэкономразвития, туристический поток по России в ближайшие годы будет увеличиваться на 5-8% ежегодно.
Напомним, что президент России Владимир Путин ставил ранее задачу довести долю туристической отрасли в ВВП до 5% к 2030 году.
Безусловно, таких показателей можно достичь только при активной поддержке этой сферы экономики и сопутствующих отраслей. В том числе речь и о промышленности, которая стоит перед задачей закрыть, и оперативно, растущие потребности курортной инфраструктуры.
Западные санкции 2022 года, уход с российского рынка зарубежных компаний практически во всех сферах привели к шоковому состоянию многих экономических процессов. Однако именно эта встряска экономики подтолкнула к быстрым решениям: импортозаместить технологии и продукты, которые оказались недоступны, развивать собственное производство. К этому подталкивал и растущий внутренний спрос.
«Стоит напомнить, что еще в 2020 году была разработана масштабная программа индустриализации России. Минпромторг планировал нарастить до 75% долю отечественных компонентов в продукции самых основных отраслей производства. Быстрый переход на отечественные решения был запланирован в 19 секторах экономики. Речь, в том числе, шла о сельском хозяйстве, энергетике, нефтегазовой отрасли, машиностроении, производстве техники, станков, машин, электротехники. Так что дальнейшее развитие событий уже упало на подготовленную почву: страна была готова к повороту курса на подъем собственного производства», - говорит экономист, независимый эксперт Минюста РФ Юрий Капштык.
Власти поддержат разработчиков и производителей внутри страны
Еще в конце 2023 года Правительство РФ приняло решение о развитии программы льготного кредитования курортов, которые планируют развивать свою горнолыжную инфраструктуру. Расширение программы позволит бизнесу быстрее реализовывать масштабные проекты. И в течение 2024 года при господдержке уже развивается более 100 турпроектов в 38 регионах России.
Власти поддерживают эту сферу и с обратной стороны – дают субсидии и разрабатывают механизмы поддержки для производителей подобного тяжелого горнолыжного оборудования (речь идет о создании российских канатных дорог, ратраков, снегогенераторов и так далее).
Сейчас профильные ведомства уже строят новые планы. Останавливаться нельзя – по оценкам заместителя директора департамента станкостроения и тяжелого машиностроения Ивана Трощенкова, потребность России в канатных дорогах до 2030 года составляет порядка 375 единиц, причем первостепенная задача – удовлетворить потребность курортов в канатных дорогах с отцепляемым зажимом. Об этом Иван Трощенков заявил на Форуме туристических территорий, который прошел на минувшей неделе в Минеральных Водах.
«Бюджет, который мы направили на импортозамещение канатных дорог с отцепляемым зажимом, составляет более 7 млрд рублей», - сообщил Иван Трощенков.
Также Минпромторг работает над субсидированием и выделением грантов на реинжиниринг – сейчас туротрасли крайне нужны запчасти в том числе для канатных подъемников, поскольку западные партнеры, теперь уже бывшие, их не поставляют. Значит, задача – поддержать разработку отечественных комплектующих. К этой работе подключено и Агентство по технологическому развитию (АТР), которое помогает бизнесу лицензировать свои инжиниринговые услуги и получать патенты и гранты на свои разработки. Сейчас основная цель – поддерживать те проекты, которые направлены на локализацию технологий, а гранты могут составлять до 100 млн рублей.
Еще один новый механизм поддержки бизнеса - рассрочка по уплате НДС с аванса. Как поясняет Иван Трощенков, производитель, заключивший контракт на поставку канатных дорог и получивший аванс, теперь может не платить НДС сразу. «Таким образом, у производителей появляются оборотные средства, а они очень нужны машиностроителям, - замечает представитель ведомства. - Ведь, учитывая текущую ситуацию, иначе на предприятия ложится нагрузка в виде кредитов, которые потом съедают экономику у любого проекта. Так мы пытаемся помочь производителям, и это серьезные суммы». Причем потребитель – в данном случае, курорт - обязан при заключении договора с поставщиками канатной дороги выплачивать не менее 80% аванса, это требование закреплено для компаний с госучастием.
А в федеральный проект по импортозамещению оборудования для туротрасли будут еще вводить меры, которые будут поддерживать именно российские решения.
«Вопрос лишь в том, готов бизнес решать проблемы или нет»
Интересно, что подобной отсрочкой по оплате НДС, которую ввели власти, могут воспользоваться только производители, но не поставщики. В случае поставок горнолыжного оборудования из-за рубежа такие поблажки для бизнеса не действуют. «Мы пытаемся стимулировать спрос на российскую продукцию», - замечает Иван Трощенков. Стоит заметить, что и законодательно это укрепляют: с 1 января 2025 года правительство РФ получит полномочия накладывать запрет на закупку импортной продукции – а еще сможет предоставлять российским товарам преимущества, это касается и госзакупок.
В итоге производители получают стимул и мотивацию к развитию собственного производства. «Наша основная цель – возрождение отрасли канатных дорог в России, производства полного цикла от проектирования и изготовления оборудования до разработки ПО, монтажа, сервисной поддержки и обеспечения запчастями», - отметил на Форуме туристических территорий начальник управления локализации производств и поставок запасных частей для пассажирских подвесных канатных дорог компании РУСЛЕТ Захар Коротков. РУСЛЕТ – отечественный производитель канатных подъемников, который еще до ухода западных брендов развивал отечественные технологии, а после 2022 года быстро включился в импортозамещение. И уже обеспечивает курорты и запчастями, и программным обеспечением, и сервисом.
А масштаб проблемы серьезен, замечает Захар Коротков: «Канатная дорога состоит из более чем 10 тысяч компонентов, и при этом у каждого производителя свои характеристики деталей». А если представить, сколько канатных дорог в России, становится ясно, что количество требуемых запчастей исчисляется тысячами. Причем детали нужны и для проведения регламентных работ (замена расходников), и для больших ТО (замена отдельных деталей и обслуживание узлов). Успешным опытом стала работа РУСЛЕТ на канатной дороге «Эльбрус»: вместе с корпорацией Кавказ.РФ провели большую инспекцию, разработали конструкторскую документацию на необходимые запасные части. После установки запчастей и проведенных испытаний три недели назад подъемник вернулся в строй.
Еще одно достижение – разработка ПО для остающихся на российских склонах зарубежных канатных дорог. «Все канатные дороги имеют свое ПО, написанное производителями этих канатных дорог. Например, Doppelmayr и Poma. Эти компании отказали нам в обслуживании и техподдержке», - такой пример привел на упомянутом Форуме заместитель генерального директора Кавказ.РФ по эксплуатации Хиса Беккаев. А вот РУСЛЕТ эту проблему решать научился. Первый опыт – установка отечественного ПО на канатной дороге Тироль курорта «Роза Хутор», а недавно РУСЛЕТ поставил российское ПО и на новом подъемнике курорта «Большой Вудъявр» в Мурманской области. Работа продолжается, а российские курорты уже с интересом присматриваются к таким возможностям, потому что давно понятно: это необходимо для бесперебойной и безопасной работы канатных дорог.
И главное – создание внутри страны самих подъемников. В планах компании РУСЛЕТ построить в 2025 году первую полностью российскую канатную дорогу. Это будет кресельная дорога с отцепляемым зажимом. «Локализация канатных дорог - очень ответственный процесс. Ведь речь идет о безопасности людей. У нас собственный инженерный центр. Все наши детали проходят испытания, которые длятся иногда до 6 месяцев», - отмечает Захар Коротков. Идут, в том числе, и разработки отечественного современного отцепляемого зажима. Он будет использован на новой канатной дороге, которую РУСЛЕТ планирует произвести в 2025 году и установить на курорте «Турьев Хутор».
Сейчас на площадке «Технополис-Москва» РУСЛЕТ выпускает 5 дорог с отцепляемым зажимом в год, при этом идет строительство нового завода в Тверской области (площадка ТверьКанатДор), и там будет выпускаться до 15 современных российских дорог в год. На строительство этого производства Минпромторг выделил порядка 4 млрд рублей, отметил Иван Трощенков, причем РУСЛЕТ получил субсидию в рамках правительственной поддержки разработок инновационных видов продукции. «Мы поддержали разработку как самой канатной дороги, так и ее основных комплектующих», - замечает представитель Минпромторга. А Захар Коротков напоминает, что благодаря господдержке удается сохранять конкурентную цену: «Сейчас за счет поддержки Минпромторга можем предлагать продукцию, которая позволяет курортам закрывать свои текущие потребности, а нам - локализовать производство».
Важный момент: создание канатной дороги – огромный труд, в котором участвуют предприятия очень разных сфер промышленности. К примеру, в кооперации с химиками, технологами и другими специалистами удалось разработать нужный состав резины для бандажей роликов канатного подъемника. Это обеспечит долгий срок службы деталей. И такие отечественные ролики уже установлены на подъемнике курорта Эльбрус. «Более 2,5 тысяч моточасов уже пройдено. А это значит, что мы сделали качественный продукт», - говорит Захар Коротков.
Или, например, есть тенденция включения предприятий других сфер производства в создание горнолыжной инфраструктуры. Бизнес старается переориентировать свои мощности и возможности, чтобы помочь наиболее активно развивающимся отраслям экономики – а сейчас туризм в их числе. Скажем, компания «ИТЭЛМА», которая создает электронные блоки управления и другие системы управления для российской автомобильной отрасли, уже сделала первые частотные преобразователи для лифтов и параллельно мы уже занимаемся канатными дорогами, крановым хозяйством. Такое межотраслевое взаимодействие сегодня необходимо. Как заметил Иван Трощенков, вопрос лишь в том, готов ли бизнес решать проблему или нет.
Закупаетесь в Китае? На господдержку можно не рассчитывать
В Минпромторге напоминают, что и курорты могут рассчитывать на поддержку – но только если сами поддерживают российского производителя. «У нас на рассмотрении есть курорты, которые активно пытаются не просто купить китайские канатные дороги, но и субсидировать либо обнулить таможенные пошлины на ввоз этих канатных дорог. Я людям бизнеса говорю простую вещь: у вас есть деньги, покупайте что хотите, мы не лезем, но если вы приходите ко мне за обнулением пошлин или субсидированием кредитов, то извините, я буду против», - рассказал Иван Трощенков.
Какие именно китайские подъемники привлекли внимание этих курортных территорий, неизвестно. Но, по крайней мере, можно упомянуть китайский бренд, который с 2022 года проявлял активный интерес к туротрасли России, предлагая свои канатные дороги. Это компания BMHRI. Пока на курортах России нигде нет подъемников этой китайской марки. Но уже сейчас курортам стоит крепко подумать над тем, чем именно они собираются оснащать свои склоны. К тому же к качеству китайской грузоподъемной продукции (это лифты, краны, канатные дороги) есть вопросы. Об этом писал ранее и «Монокль». «Китай сейчас использует технологии, которые применялись в Европе два производственных поколения назад. По сути, китайские компании скопировали европейское производство 20-летней давности», - отмечал заместитель председателя Технического комитета 289 по стандартизации Росстандарта Дмитрий Сидорович, подчеркивая устарелость технологий Китая в сфере производства канатных дорог.
Кроме того, КНР проще проходить сертификацию по классу безопасности оборудования, чем в Европе. А стандарты России не менее жесткие, чем европейские.
Иван Трощенков, в свою очередь, привел на Форуме любопытные примеры, подтверждающие, что Китай намеренно искажает информацию о предельных сроках эксплуатации своей продукции, что может стать критичным риском при использовании такой техники: «Если в России лифт эксплуатируется до замены 25 лет, то в Китае это может быть и 8 лет, и 15 лет, все зависит от того, какой паспорт себе сформирует завод-производитель. А когда они прибывают на территорию РФ, странным образом получается так, что они могут получить сертификат на эксплуатацию 25 лет, не соблюдая требования к климатике, металлам, материалам и так далее». Такая же история может случиться и с канатной дорогой, которую Китай предложит какому-либо российскому курорту. В итоге столь сложная техника может просто выйти из строя посередине заявленного срока эксплуатации, а все из-за изменений в документации. И курорт окажется в ситуации простоя – а значит, финансового провала, не говоря уже о риске с точки зрения безопасности туристов.
К тому же сами курорты сегодня все же стараются серьезно просчитывать все риски. Например, член рабочей группы по развитию горнолыжной индустрии при Министерстве экономического развития РФ, председатель совета директоров всесезонного курорта «Манжерок» (проект Сбербанка) Иван Морозов подчеркивает, что благодаря тщательному анализу рынка здесь не пропустят продукцию сомнительного качества. «Мы готовы испытывать все новинки горнолыжного оборудования, в первую очередь, отечественного производства. Для этого уже есть опыт и наработки, - делился своим мнением ранее Иван Морозов. -Если еще 5-6 лет назад мы по крупицам собирали мировой опыт в горнолыжной индустрии, перенимали лучшие практики у отечественных и зарубежных профессионалов, то за эти годы мы приобрели знания и компетенции, развили их настолько, что теперь готовы нести их другим, делиться и самим создавать тренды на отечественном горнолыжном рынке». У курорта «Манжерок» есть свой Центр компетенции, специалисты которого постоянно анализируют рынок горнолыжного оборудования. Так что там, где думают о будущем, планируют внедрять только самое лучшее.
«Если мы сейчас прикладываем усилия к развитию отечественного производства канатных дорог полного цикла, то это дает возможность еще и долгосрочного планирования нагрузки промышленных производств. Потому что это не только создание и поставка канатной дороги, это еще и последующее ее техническое обслуживание. Так что ввод в эксплуатацию подъемника – это уже и планы на годы по обеспечению его запчастями, их замене, по ремонту оборудования, модернизации программного обеспечения и так далее. Производителю это дает стабильность. Это хороший пример той самой плановой экономики. А увеличение, по плану президента России Владимира Путина, доли туристической отрасли в ВВП до 5% (а в этом большой вклад и горнолыжного туризма), - большой стимул», - замечает Юрий Капштык.
По мнению экономиста, очень важно, что власти все больше задумываются о поддержке бизнеса, это будет способствовать подъему российской экономики. И в том числе сферы туризма, которая сегодня показывает очень хороший рост: «Не зря правительство России не зря вводит такие меры, как субсидирование, авансирование бизнеса. Частное-государственное партнерство – прекрасное сочетание, - считает Юрий Капштык. – Российскому бизнесу сегодня надо пользоваться ситуацией, когда тебе дают льготы, поблажки, поддержку и при этом дают зарабатывать. Поле для деятельности и для будущего успеха большое. Мы можем, используя уже наши наработки и в тяжелой промышленности, и в машиностроение, и в IT-сфере, не только выйти на конкурентный уровень с ведущими европейскими производителями, но и стать основными и надежными поставщиками для наших курортов. А для бизнеса туризм вообще выгодное направление инвестиций. Горнолыжный курорт - это не только склон, не только подъемник. Это обеспечение всей инфраструктуры курортной зоны, это логистика доставки туристов на курорт, это гостиничный бизнес и так далее. То есть в комплексном развитии горнолыжного сектора туризма заинтересованы очень многие бизнес-сферы, и это большой плюс для всей экономики». Такая общая работа, убежден эксперт, не только повышает привлекательность того или иного региона, но и дает бизнесу зарабатывать, тем более что это поддерживается административным ресурсом.