Они предназначены для электропоездов «Иволга-3» и «Иволга-4», вагонов метро, а также маневровых тепловозов и электровозов. До сих пор ТЭД данных модификаций импортировались.
Трансмашхолдинг (ТМХ) является крупнейшим производителем локомотивов, электропоездов и вагонов метро, с долей рынка более 70%. Проект ТЭД стартовал в 2022 году, когда ростовской «дочке» ТМХ была оказана финансовая поддержка в виде льготного займа Фонда развития промышленности на сумму 5,2 млрд рублей. Всего на разработку новых продуктов и подготовку производства было затрачено 6,7 млрд рублей. В частности, был построен и новый цех сборки электрических машин.
Одним из инновационных решений в конструкции двигателей, созданных специалистами инжинирингового центра ТМХ («ТМХ-инжиниринг»), стал ротор с медной короткозамкнутой обмоткой. Он обеспечивает более высокую надёжность мотора по сравнению с аналогами, где используется алюминиевая обмотка. И хотя медная обмотка дороже алюминиевой, благодаря локализации производства стоимость ростовских ТЭД будет ниже, чем импортных.
Данный проект стал первым, но не последним по импортозамещению моторов для электропоездов на рынке ТЭД, где работает более 20 предприятий. На днях челябинская компания «Русские электрические двигатели» провела испытания ТЭД для электричек типа «Ласточка» и «Финист», которые выпускает екатеринбургская группа «Синара». В планах - собрать установочную серию из 50 двигателей, а затем вывести новинку в серийное производство. При этом сама «Синара» объявила на «Иннопроме-2024», что планирует наладить в Челябинске производство электродвигателей для высокоскоростных поездов, которые будут способны развивать скорость до 400 км в час.