В четверг, 28 ноября на IV Конгрессе молодых учёных заместитель генерального директора АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» Михаил Бакрадзе рассказал о принципиальных преимуществах применения на новейшем перспективном авиадвигателе большой мощности ПД-35 полимерных лопаток. В ОДК считают, что материал, из которого будут изготавливаться лопатки вентилятора ПД-35, стал прорывом в области полимерных композиционных материалов (ПКМ).
«Примером сегодняшнего прорыва в области полимерных материалов для нашего двигателестроения является создание полимерной лопатки вентилятора ПД-35. Без этой технологии было бы невозможно создать двигатель большой тяги, потому что это ключевая позиция. Следующим этапом развития этой технологии будут уже термопластичные полимеры, и это огромный пласт работы, которую нам надо преодолеть – создать технологию производства», – приводит сайт «Авиация России» его слова на пленарной сессии конгресса, проходящего в эти дни на федеральной территории «Сириус» в Сочи.
Композитная лопатка вместо пустотелой титановой позволяет добиться снижения массы вентилятора на 30%, что на двигателе крупного размера, как ПД-35, даст ощутимый эффект в виде снижения массы всей силовой установки.
По словам Михаила Бакрадзе, новые материалы необходимы для перехода к новым типам двигателей. В конце XX века благодаря разработке многокомпонентного сплава примерно из 20 технических компонентов удалось создать двигатель четвёртого поколения ПС-90А, указал он. Сейчас ОДК уже создала и продолжает работать над двигателями и элементами двигателей, соответствующие характеристикам пятого поколения. «Разработка полимеров и композитов с ещё более высокими характеристиками обеспечит в обозримой перспективе переход к двигателям шестого поколения», – отметил в своем выступлении заместитель директора ОДК.
«Достижение принципиально нового уровня развития технологий и материалов в нашем двигателестроении было бы невозможно без опережающего научно-технического задела. Поэтому следующие поколения двигателей, безусловно, должны быть более неметаллическими. На рубеже 2035 года доля таких материалов в авиационном двигателе должна составлять примерно 30 процентов против сегодняшних текущих – 10», – сказал Бакрадзе. При этом он подчеркнул, что даже при наличии технического и научного задела только опытно-конструкторские работы при создании нового двигателя занимают от семи до десяти лет.
На прошедшем в ноябре 2024 года очередном авиасалоне Airshow China в китайском Чжухае специалистам и посетителям выставки были продемонстрированы композитные лопатки вентилятора ПД-35, незадолго до этого с избытком подтвердившего запроектированные характеристики. 2 ноября 2024 года стало известно, напоминает «Авиация России», что двигатель-демонстратор ПД-35 прошел первый этап испытаний на новом открытом стенде. В ходе тестов он многократно выходил на взлетный режим с достижением тяги 35 тонн. Полученные параметры и характеристики были выше прогнозируемых значений и подтвердили правильность выбранных технических решений конструкторов.
А первые опытные образцы композитных лопаток вентилятора для двигателя ПД-35 Объединенная двигателестроительная корпорация совместно с профильными научно-исследовательскими институтами изготовила, по завершении разработки, в 2020 году. Первый этап испытаний демонстратора лопатки вентилятора ПД-35 состоялся 27 июня 2020 года в Перми в составе двигателя ПД-14.