Этот год стал провальным для автогигантов

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
12 декабря 2024, 11:10

В особенно тяжелом положении оказались автопроизводители из Европы.

volkswagen-newsroom.com
Читайте Monocle.ru в

2024 год выдался для глобального автопрома крайне трудным. Отрасль весь год бросает по бурным волнам, как щепку. Увы, следующий год едва ли будет лучше. Отрасли и ее лидерам пришлось столкнуться со множеством вызовов и, в первую очередь, на пути к полной электрификации автомобильной промышленности. Среди проблем явный дефицит дешевых моделей, чересчур медленное создание достаточно разветвленной сети пунктов зарядки, усиливающаяся конкуренция со стороны китайских автопроизводителей, ужесточение норм вредных выбросов Еврокомиссией, угроза высоких тарифов в США. Проблем так много, что, по мнению специалистов, 2025 год будет мало чем отличаться от года текущего.

«Они (европейские автопроизводители) отстают по электрификации,- заявила в интервью CNBC Джулия Полисканова из Transport & Environment.- Их продукция уступает продукции китайских конкурентов. Причем, искать виноватых на стороне европейским автопроизводителям точно не стоит. Такая ситуация сложилась по их собственной вине».

По словам Полискановой, продажи машин в Европе по-прежнему ниже допандемического уровня. Автопром оказался среди отраслей, которым особенно трудно пришлось привыкать к политике высоких ключевых ставок, при помощи которых центробанки их стран боролись с высокой инфляцией.

Лоббистская ассоциация, представляющая интересы таких грандов европейского автопрома, как BMW, Ferrari, Renault, Volkswagen и Volvo, заявила в конце ноября, что отрасли не обойтись без срочной поддержки Брюсселя. В Брюсселе отреагировали, заявив, что знают о ситуации и проблемах, но дальше вербальной констатации не пошли. Главными причинами бедственного положения отрасли сами автопроизводители считают спад спроса на электромобили и ухудшение экономического климата на континенте в целом.

Акции так называемой «Большой пятерки», в которую входят Volkswagen, Mercedes, BMW, Stellantis и Renault, в этом году сильно просели. Правда, с одним исключением: у Renault акции в 2024 году, как это не странно звучит,  не только не упали, но даже выросли на 19% на надеждах, что у них дела будут идти лучше, чем у коллег-конкурентов благодаря не таким сильным, как у них, связям с китайским и американским авторынками. Хуже всего из Пятерки с акциями дела обстоят у Stellantis: по состоянию на 1 декабря снижение в годовом выражении составило 37%. Акции Volkswagen упали за 11 месяцев на 23%, а BMW – на 21%.

«У акций автомобильных компаний трудные времена во всех регионах,- пишут аналитики Deutsche Bank.- К сожалению, мы полагаем, что отрасль направляется еще в один неудачный год – 2025-й. Мы ждем роста проблем в США, дальнейших объявлений о реструктуризации в Европе, ослабления спроса в Китае и снижения цен».

Пессимистичные взгляды экспертов в отношении ближайшего будущего европейских автопроизводителей разделяет и старший экономист немецкого банка ING Рико Луман.

«С финансовой точки зрения ситуация, боюсь, не улучшится, потому что на выходе электромобили не самые прибыльный вариант,- заявил Луман.- Они сконцентрировались на традиционных и заряжаемых гибридах из-за их прибыльности. Поэтому если они больше внимания и сил будут уделять полным электромобилям, то это ударит по финансам. Поэтому с финансовой точки зрения я не жду особых перемен (в следующем году)».

В надежде на успех в борьбе с конкурентами из Китая несколько крупнейших европейских автопроизводителей выставили в октябре на автошоу в Париже дешевые модели электромобилей. Однако при действительно имеющем место быть снижении цен снизились они все же недостаточно сильно как в сравнении с ценами конкурентов из Поднебесной, так и с точки зрения европейских автолюбителей, которые, как следует из опросов, считают, что их следует опустить еще на 20-25%. В любом случае, по крайней мере, пока никаких изменений не произошло и всплеска в продажах новых более дешевых моделей электрокаров не произошло.