Одной из тем прошедшей в четверг программы «Итоги года с Владимиром Путиным» стала тема поставок газа в ЕС через Украину. Вопрос при этом касался проблем с СПГ, однако Владимир Путин расширил тему для высказывания: «Кстати говоря, и по поставкам трубного газа тоже. Украина отказалась от продления транзитного контракта. Это же не мы отказались, это Украина отказывается. Украина отказалась от продления контракта, хотя получала от нас где-то 700–800 миллионов долларов по году за контракт», - напомнил он.
«Но это не наша проблема, - отметил Владимир Путин. - Это Украина перекрыла поставки нашего газа европейским потребителям. С одной стороны, "клюёт у них с руки", потому что только при поддержке со стороны Запада, в том числе и из Европы, она может существовать, не только воевать - существовать, и в то же время создает им проблемы, перекрывая поставки нашего относительно дешевого газа в Европу. Этого контракта не будет, уже все ясно. Хорошо, мы переживём, "Газпром" это переживет».
Также президент рассказал, что украинские диверсанты были задержаны в Словакии с картами расположения объектов газовой энергетики. «Видите, мало того, что у нас теракты совершают, теперь и в европейские страны. Повторяю ещё раз: кормятся с руки, клюют с руки и уже перешли к попыткам проведения терактов на территории Европы. Но это их выбор. Наш [выбор] – развитие сотрудничества, и мы будем добиваться своих целей», - заключил он.
С 1 января 2025 года единственный маршрут поставок голубого топлива в страны Центральной Европы прекращает свою работу, напоминает независимый эксперт в сфере частных инвестиций Руслан Пичугин. Аукционы на транзит газа в 2025 году не проведены. Энергосистемы Австрии, Словакии, Венгрии, Италии и Чехии окажутся в стесненных обстоятельствах.
Можно ли обойти этот «клин» и что будут делать европейские потребители в ситуации потери надежного и дешевого источника голубого топлива? Есть несколько вариантов, говорит эксперт. Вариант первый - сменить собственника на трубопроводный газ за пределами Украины и в Суджу подавать уже не российский, а, например, итальянский газ. Транзит будет реализовывать какая-либо европейская или азербайджанская компания. Этот вариант требует совместной проработки заинтересованных европейских политиков. Определенные шаги в этом направлении уже видны.
Вариант второй продолжает Руслан Пичугин, - поставка природного газа из Казахстана или Азербайджана. Здесь возможности поставок ограничены. Не потянут. Да и логистические возможности этих стран не готовы к бесперебойным поставкам для стран ЕС. В случае закрытия транзита российского газа в Европу цены на энергоресурсы начнут расти.
Вариант третий – выпадающие объемы газа мог бы возместить газовый хаб в Турции. Однако он не завершен из-за ограничений, связанных с санкциями на поставку оборудования и финансирование. Резюме. Если первый вариант не сработает, то Европа перейдет на дополнительные поставки СПГ.
«Вырастут цены, которые будут определяться спотовым рынком и природными условиями. Возможен рост до 1000 долл. за 1000 куб. м в условиях жесткой зимы. При умеренной зиме цены будут составлять от 500 до 600 долл. за 1000 куб. м. Для России складывающаяся ситуация не критична. "Газпром" сокращает добычу и экспорт. Снижаются нефтегазовые доходы в бюджет, которые уже не являются определяющими, поскольку Россия смогла "слезть" с газовой иглы» - заключает Руслан Пичугин.
По данным лондонской биржи ICE, 19 декабря 2024 года стоимость газа увеличилась на 5%, достигнув 466 долл. за тысячу кубометров, указывает Игорь Расторгуев, ведущий аналитик AMarkets. Одной из основных причин, говорит он, является то, что вчера озвучил президент - пока что никаких действий по продлению контракта по транзиту не делается. Холодная зима продолжает также оказывать давление на цены.
«Ранее заявления президента России Владимира Путина о готовности увеличить поставки газа в Европу оказывали влияние на снижение цен. До конца года цены на газ в Европе могут вырасти ещё на 5–10% от текущих уровней, учитывая сезонные и геополитические факторы», - указывает эксперт.
Для Украины, говорит глава Ассоциации сотрудничества и экономических связей Роман Синицын, прекращение газового транзита означает потерю существенной части валютной выручки. Для газового рынка ЕС на горизонте по меньшей мере 2-3 лет компенсировать выбывающие объемы будет сложно, это создает риски локальных дефицитов газа и роста цен в отдельные периоды.
Понятно, что Европа прекращает быть для нас партнёром, отмечает генеральный директор Института проблем энергетики Булат Нигматулин. За последние годы наши поставки газа туда сократились очень значительно, по понятным причинам. Да, есть Турция, но о полноценной торговле говорить не приходится, а наши объемы газа нужно продавать.
«Считаю, что к 2028 году мы сможем наладить полноценный экспорт российского газа в Китай. Да, туда мы газ продаём немного дешевле, чем в Европу, но его потребление там будет огромным, так что этот дисконт нивелируется», - прогнозирует он.
Нужно еще понимать, что СВО завершится, а дополнительного источника газа в Европе, кроме увеличения поставок СПГ американцами не появится, говорит эксперт. При этом в США все чаще говорят, что им самим не хватает, так как они постепенно замещают угольную энергетику газовой. Так что не исключаю, отмечае он, что Россия еще разыграет свою энергетическую карту в Евросоюзе.
Эксперт подчеркивает, что нельзя допустить повышения стоимости газа внутри страны. Газ в России определяет цену на электроэнергию и на тепло, указывет он. Нужно сделать так, чтобы топливно-энергетический комплекс работал на экономику России, а не наоборот.