Поручение подготовить меры поддержки предприятий угольной промышленности было дано вице-премьером Александром Новаком на последнем в минувшем году заседании правительства 27 декабря. Об этом сообщило в пятницу агентство РБК со ссылкой на протокол заседания, оказавшийся в его распоряжении.
В числе поручений вице-премьера, адресованных профильным ведомствам — разработка «антикризисной программы» развития угольной промышленности с учетом «сложившейся ситуации в отрасли». Заняться ее формированием должны Минэнерго, Минэкономразвития, Минтранс, Минприроды, Минфин и Ростехнадзор с участием глав угледобывающих регионов в срок до 31 января 2025 года.
Как отмечается, в числе присутствующих на совещании в конце декабря были представители Кузбасса, Якутии, Бурятии, Хакасии, Тувы, Иркутской и Новосибирской областей.
В пресс-службах Минэкономразвития и Минэнерго агентству подтвердили работу по поручениям вице-премьера. В Минфине и Минприроды добавили, что окончательное решение о «наполнении» антикризисной программы будет приниматься на площадке правительства.
Еще в апреле 2014 года «Монокль» писал о тревожной ситуации на мировом рынке угля: «Цены на энергетический уголь находятся сейчас на минимальных за последние три года отметках, и фундаментальных факторов их разворота к росту не просматривается», - говоорилось в публикации. И действительно, после колебаний в течение минувшего года, сейчас цены на уголь как раз на уровне годичной давности, и ниже апрельских. Это их уровень после пикирования годом ранее. При этом, как отмечалось в той же публикации, отрасль находится в сильной зависимости от экспортных рынков, в той самой экспортной ловушке, о необходимости искать выход из которой также «Монокль» писал еще прежде упомянутой выше публикации.
Как теперь пишет РБК со ссылкой на аналитиков, в 2024 году экспорт твердого топлива был убыточен, во многом в силу роста логистических издержек на всех направлениях поставок. Другим фактором давления выступили экспортные пошлины (правда, их действие уже завершилось).
До 10 февраля и далее ежемесячно ведомства — Минэнерго, Минтруд, Минэкономразвития, Минфин совместно с правительством Кемеровской области — также должны взять на особый контроль ситуацию на приостановивших работу угледобывающих предприятиях, обеспечит защиту прав их работников. Речь идет о целом ряде угледобывающих предприятий Кузнецкого угольного бассейна. Также прорабатывается вопрос об особенностей банкротства угольных компаний.
Отдельно Александр Новак поручил Минэкономразвития, Минэнерго, Минтрансу и ФНС с участием ВЭБ.РФ проработать предложения по установлению особенностей банкротства угольных компаний, предусмотрев в том числе выполнение полномочий управляющего этой процедурой, которым может быть госкорпорация. В пресс-службе ВЭБ.РФ, в свою очередь, отметили, что поручение прорабатывается «в диалоге с заинтересованными ведомствами».
РБК обратился за комментарием в секретариат Новака, пресс-службы Минтранса, РЖД, Ростехнадзора и ФНС, а также приостановивших работу угольных предприятий, правительства Кемеровской области и других угледобывающих регионов.
Агентство приводит оценки аналитика компании NEFT Research, согласно которым убыточность поставок твердого топлива на внешние рынки колеблется сейчас в пределах 4,5 тыс. руб. с тонны (в зависимости от марки и направления), способствовать росту рентабельности на 240–720 руб. мог бы возврат понижающих коэффициентов, а также - дополнительная скидка к тарифу РЖД.
Отметим, что, как сообщал "Интерфакс", с 1 декабря на РЖД отменены понижающие коэффициенты 0,4 и 0,895 на экспортные перевозки каменного угля. Это то, на чем железнодорожники настаивали долгое время.
Как пишет автор статьи на сайте wagon-cargo.ru, «Монополия (РЖД - "Монокль") - смогла уверенно отстоять свои интересы и открыто отказать углю в его всевластии на стальных магистралях. Как итог — с 2025 года нет больше никаких квот, соглашений и привилегий для угля» (с некоторыми исключениями для Кузбасса).
И вот теперь различным ведомствам предстоит отстаивать уже интересы угольщиков. Как сообщает РБК, в одном из совещаний по этому поводу - об обеспечении вывоза угля в порты Северо-Запада и Юга - примут участие РЖД и Союз операторов железнодорожного транспорта.