Одним из первых дел Дональда Трампа на посту президента США было провозглашение чрезвычайного положения в энергетике. Он заявил, что для выхода из него необходимо увеличить добычу энергоносителей и, в первую очередь углеводородов. Отсюда и его призыв к американским нефтяникам и газовикам: «Бури, детка, бури!» Однако «детка», похоже, не очень расположена к усилению бурения скважин. Причем, свое нежелание бурить американские энергетики выражают так же открыто, как это обычно делает сам Трамп.
Нефтегазовый сектор встретил победу Дональда Трампа на ноябрьских выборах с большим энтузиазмом. Не удивительно, если вспомнить, что предыдущие четыре года им пришлось иметь дело с администрацией Байдена, которая не очень жаловала ископаемые виды топлива. Однако энтузиазм нефтяников и газовиков быстро охладел после того, как новый президент потребовал от них увеличить добычу углеводородов. Они ответили, что готовы выполнить распоряжение президента, если цены на нефть и газ будут их устраивать. Сейчас же, по их твердому убеждению, цены недостаточно высоки для того, чтобы резко наращивать добычу.
На прошлой неделе нефть марки WTI торговалась в районе 70 долларов за баррель. В январе цена значительно повысилась на ожиданиях инаугурации Трампа и усиления «максимального» давления на Иран. Однако затем нефтяники откровенно показали, что не собираются следовать призыву президента и бурить, как одержимые. Кстати, согласно недавно появившимся данным, рост добычи нефти в США в 2024 году, т.е. еще до прихода к власти Трампа, заметно замедлился и составил лишь 300 тыс. бар./д. Для сравнения: в 2023 году, напоминает Oil Price, он был в три раза больше.
Как всегда, все дело, конечно, в деньгах, а если конкретнее, то в цене нефти. Причем, в этом американские нефтяники ничем не отличаются от нефтяников из ОПЕК.
«Мы сейчас видим огромный заряд оптимизма и положительных ожиданий,- дипломатично прокомментировал вступление Дональда Трампа в должность президента глава Liberty Energy Рон Гусек,- но сейчас слишком рано говорить о том, что они превратятся в реальные изменения в Северной Америке».
Судя по всему такую же позицию занимает и Управление энергетической информации (EIA). Экономисты которого прогнозируют снижение добычи в большинстве районов США в следующие два года. Рост добычи ожидается лишь в Пермианском бассейне. Кстати, доля нефти, добытой в этом гигантском месторождении, по прогнозам превысит 50% всей американской добычи.
Рост добычи нефти понадобился Дональду Трампу для того, чтобы снизить цену не только самой нефти, но и, конечно, бензина. При помощи дешевой нефти он намерен взять под жесткий контроль и инфляцию и снизить учетную ставку.
Естественно, для того, чтобы выполнить поставленные задачи, Трампу нужно нарастить не только добычу нефти в Америке, но и в масштабах всей планеты. Здесь на сцену выходит геополитическая цель Трампа – сократить доходы Кремля от продажи нефти, которые идут на финансирование СВО на Украине, и тем самым заставить Россию сесть за стол переговоров об окончании конфликта на Украине.
Однако и здесь в расчеты президента Трампа явно вкралась ошибка, потому что Россия за последние лет десять не раз доказывала, что без особых проблем способна нормально жить и функционировать при любых ценах нефти в разумных, конечно, пределах. Кстати, у трамповского спецпосланника по Украине Кита Келлога имеется даже вполне конкретная цена – 45 долларов за баррель, при которой Москва будет вынуждена прекратить боевые действия на Украине.
Обращает на себя внимание и то, что снижение цены на нефть будет тяжелым ударом не только для российских нефтяников и России в целом, но и для их американских коллег и, в первую очередь, сланцевиков, а также нефтяников из всех остальных нефтедобывающих стран. Поэтому, кстати, президент Трамп уже успел получить отказ на просьбу увеличить добычу от Саудовской Аравии и других членов ОПЕК.
Для сланцевиков ущерб, кстати, будет еще сильнее. Дело в том, что они особенно сильно зависят от цены нефти, потому что сама стоимость ее добычи при помощи гидровзрыва значительно выше, чем при добыче обычным способом.
Это, кстати, еще одна серьезная причина, по которой американские нефтяники, включая, естественно, сланцевиков не торопятся выполнять указание-просьбу президента Трампа.