В Думе придумали оригинальный способ снизить эффект звонков мошенников

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
14 февраля 2025, 17:14

Дистанционный банкинг слов нет, удобен, но оказался опасен. И вот В четверг в правительстве огласили ряд решений против телефонных мошенников, включая формирование банка их голосов, а один из парламентских комитетов выходит с инициативой запрета приема смс во время разговора по мобильному телефону.

ru.freepik.com
Читайте Monocle.ru в

Без WhatsApp вообще и смс в частности

На заседании правительства 13 февраля 2024 года была поднята тема, которая становится все острее даже не с каждым месяцем, а с каждой неделей – о защите граждан от телефонного и интернет-мошенничества. Как отметил в своем выступлении глава кабмина Михаил Мишустин, «злоумышленники применяют различные приёмы, в том числе методы социальной инженерии, для доступа к личным кабинетам, банковским картам, чтобы завладеть сбережениями людей».

Он отметил, что по поручению президента власти подготовили изменения в законодательство, которые направлены на предотвращение таких угроз в сфере информационных технологий. Это комплексный пакет мер, реализация которого рассчитана на ближайшее время. В частности, вводится обязательная маркировка звонков, чтобы было видно, от кого они поступают – от организации или с международного, виртуального номера. Информация станет отображаться на экране телефона. Таким образом «появится и возможность отказаться от рекламных обзвонов и сообщений, чтобы оградить наших граждан от нежелательных звонков и массовых рассылок, которые делаются без предварительного согласия человека».

Михаил Мишустин подчеркнул, что государственные службы, операторы связи, банки больше не смогут применять иностранные мессенджеры при общении с людьми, чо должно помочь пресечь случаи, когда злоумышленники выдают себя за сотрудников таких учреждений.

Важное нововведение, нужно отметить, и заслуживающее широкой огласки, так как без нее этот запрет не будет эффективным. Люди просто не будут знать, что по WhatsApp сообщение от российской организации из числа указанных выше прийти не может в принципе. А как, кстати, с Teltgram? Это нужно будет проследить по издаваемым правительством нормативным актам.

И далее о шагах правительства: для выявления подозрительных действий и их своевременной блокировки планируется создать информационную систему. На ее платформе в том числе будут собираться записи голосов тех, кто использует доверие граждан в корыстных целях.

«Дополнительные меры позволят применять больше инструментов защиты от рисков в цифровой среде. Будем и дальше делать всё необходимое, чтобы люди смогли избежать обмана, сохранить свои сбережения и недвижимость», – заключил председатель правительства.

Также вчера стало известно, что комитет Госдумы по информационной политике и правительство РФ подготовили законопроект об ограничении возможности отправки смс абонентам во время телефонного звонка. Цель та же – защита от мошенников.

Как заявил председатель комитета Сергей Боярский, «телефонные мошенники, которые представляются сотрудниками правоохранительных органов, Почты России, поликлиник и других соцучреждений, преследуют единственную цель — узнать код из смс. Продиктовав эти цифры, человек предоставляет преступникам допуск к учетной записи, а, по сути, передает ключи от своей цифровой жизни. В предлагаемых изменениях получение смс во время телефонного разговора станет невозможным, смс дойдет до абонента только после того, как он повесит трубку».

По его словам, такие ограничения призваны дать гражданину возможность обдумать свои действия. «Мы разорвем порочный круг гипнотического воздействия на человека и дадим ему возможность принять осознанное решение - никогда и никому не сообщать код доступа из смс», — считает Сергей Боярский.

Проблема в самом деле стоит остро. Так по данным, которые приводит газета «Коммерсант», в судах скопились тысячи дел о кредитных мошенничествах при выдаче займов онлайн с СМС-подтверждением. Сумма исков, поданных требующими от банков вернуть из списанные деньги заемщиками, исчисляется миллиардами рублей. Суды все чаще встают на сторону заемщика. 

Лукавая цифра

Проблема, вероятно, кроется еще и в повсеместной гонке за цифровизацией без соответствующих способов защиты населения. Как заявил «Моноклю» председатель совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике. Владимир Гамза, совершенно очевидно, что нужно было бы уменьшить долю цифровизации, искусственного интеллекта и так далее, при общении с клиентами финансовых структур и банков. «Обязательно должно быть 100%-ное подтверждение, причем сотрудник банка должен позвонить клиенту, а не просто прислать код», — считает он.

Конечно, инициативу появления такого этапа при переводе денег, как звонок, или даже видеозвонок, что также предлагает Владимир Гамза, реалистично рассматривать, начиная с определенного порога сумм, и она могла бы служить дополнительным барьером против мошенников (при четкой идентификации источника звонка). 

Также, как полагает эксперт, у банков должны быть методики, определяюие подозрительное поведение клиента, когда он находится под чьим-то влиянием или под угрозой.

«Подавляющее большинство случаев мошенничества осуществляется против людей пожилого возраста. Надо ввести квалифицирующий признак повышенной уголовной ответственности за мошенничество или хищение денежных средств у людей пенсионного возраста. Тогда все в совокупности будет работать», — заключает Владимир Гамза.

Для защиты от мошенников законодательная инициатива безусловно полезная, указывает судебный юрист, эксперт по безопасности электронных сделок и сделок с недвижимостью, общественный деятель Илья Васильчук. Он напоминает, что в начале декабре 2024 года портал Госуслуги изменил текст смс на следующий: «Вход в Госуслуги. Никому не сообщайте код! Его спрашивают только мошенники», — но это не решило проблему телефонного мошенничества с Госуслугами, поскольку в режиме телефонного звонка, когда человеку приходит код, читать смс неудобно, особенно когда на тебя по-прежнему оказывает психологическое воздействие мошенник.

«Остается только вопрос: не будет ли мешать отсутствие возможности посмотреть пришедший код в режиме телефонного звонка другим добросовестным электронным сервисам?», — задается вопросом Илья Васильчук.

И все же, полагает ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев, запрет на получение смс во время звонка лишь ненамного усложнит жизнь мошенникам, хотя кого-то, возможно, убережет от потери средств. «Но, скорее всего злоумышленники предусмотрят внезапный обрыв связи или что-то подобное в скрипте, что оправдает паузу в коммуникации. Для обычных граждан это может также вызвать неудобства — когда, к примеру, нужно дистанционно помочь пожилому родственнику воспользоваться разными системами или что-то оплатить в интернете», — говорит он. 

Также далеко не все коды подтверждения приходят по смс, добавляет Игорь Расторгуев. Если на телефоне установлено приложение, часть кодов придет в пуш-уведомлении. В любом случае, самым рациональным, по его мнению, было бы не только принять то или иное решение, но и активно продвигать информацию о способах защиты граждан.» И вообще просвещение тут — самый мощный способ защиты. Важно вообще научить как можно больше человек не доводить разговор до варианта, озвучивать ли код», — говорит он.