Художникам дали платформу для развития

1 марта 2025, 09:53

Всероссийская цифровая платформа «ARTISTS/ХУДОЖНИКИ», созданная при поддержке Президентского фонда поддержки культурных инициатив, позволит художникам эффективнее продвигать творческие работы и защищать свои права.

ТАСС
Читайте Monocle.ru в

В последние годы российский рынок искусства показывает беспрецедентный рост, однако в мировых масштабах его доля всё еще меньше 1%. В 2024 году закрывались аукционные дома, уменьшалось количество художников и выставляемых работ, но при этом объем продаж объектов искусства вырос на 153% и превысил 50 миллионов долларов. Впрочем, это весьма скромная сумма по сравнению с общей выручкой креативной экономики, которая, по данным Агентства стратегических инициатив, составила 14,5 триллиона рублей.

Помимо нехватки финансирования, художники сталкиваются с самыми разными вызовами, связанными со сложностями монетизации своего творчества, защиты контента и своих прав. Новая платформа должна помочь с решением этих проблем. Она объединит художников различных направлений, арт-институции, сообщества художников, галереи, кураторов, коллекционеров, педагогов, а также ценителей и любителей искусства.

«Платформа очень нужна, так как нашим художникам не хватает возможностей для реализации. В Нью-Йорке более 2000 галерей. А сколько у нас? Стоит ли удивляться, что мы теряем огромное количество людей, которые получают в нашей стране уникальное художественное образование. Дать им возможность показать себя – это задача платформы «ARTISTS/ХУДОЖНИКИ». Очень надеюсь, что вы выберете для этого правильный вектор, а мы со своей стороны поддержим», – сказал президент Творческого союза художников России Константин Худяков. 

В ближайшем будущем платформа «ARTISTS/ХУДОЖНИКИ» станет одновременно витриной для демонстрации работ и полноценным инструментом для профессионального развития художников.

«Это динамичная среда, где художники могут размещать свои произведения в надежном цифровом пространстве, находить партнеров для коллабораций, участвовать в арт-проектах. Кроме того, каждый пользователь платформы сможет получать информацию об актуальных мероприятиях в сфере искусства, следить за отраслевыми новостями и получать доступ к реестрам вакансий. Мы создаем знаковое технологичное решение для сферы изобразительного искусства, которое, как мы надеемся, качественным образом повлияет на развитие индустрии. Сегодня художники сталкиваются с разными вызовами, связанными со сложностями монетизации творчества, защитой прав. Им нужны простые и эффективные инструменты для популяризации, для коммерциализации работ. Наша миссия — дать авторам возможность быть увиденными, признанными и по-настоящему защищенными в мире, где искусство становится неотъемлемой частью цифровой реальности. Как раз такой инструмент мы и создали»     , – подчеркнула руководитель проектов платформы «ARTISTS/ХУДОЖНИКИ» Валерия Брусникина. По ее словам, платформа станет единым реестром российских художников, формируя прозрачную и надежную систему учета их творческой деятельности.

Как отметила сооснователь и куратор ярмарки Арт Россия Елизавета Фролова, вопрос о создании масштабной платформы стоял уже давно. Конечно, в стране существуют проекты, посвященные отдельным направлениям искусства или ориентированные на определенный уровень мастерства, однако они не сильно развиты и не решают все те вопросы, которые стоят в отрасли.

Генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь М. Намаконов также считает, что сфере изобразительного искусства не хватает подобной платформы. По его словам, ключевым фактором, позволяющим наращивать выручку и инвестиции на рынке креативных индустрий, становится цифровизация. «Цифровизация арт-среды, а в случае «ARTISTS/ХУДОЖНИКИ» создание цифрового пространства для художников всей страны позволит упростить процесс доступа к работам широкого спектра авторов. Кроме того, платформа будет защищать права художников. И первый фактор, и второй соответствуют условиям роста и развития креативных индустрий», –      добавил он.

Платформа интегрируется с наиболее востребованными сегодня цифровыми сервисами. Например, сервис n’RIS позволит депонировать и фиксировать права на созданные произведения. Планируется интеграция с первым в России контент-маркетом IPEX, где авторы могут выставлять свои произведения в виде цифровых портфолио и получать предложения на передачу прав на использование их креативной продукции. 

«ARTISTS/ХУДОЖНИКИ» уже интегрирована с блокчейн-инфраструктурой управления интеллектуальными правами РЦИС.РФ, оператором которой выступает одноимённая общественно-государственная организация, учреждённая по решению Президента Российской Федерации Владимира Путина. 

В экспертный совет платформы входит свыше 20 признанных лидеров мнений в области культуры и искусства. Как отметила арт-директор платформы Вероника Коржевская, команда проекта планирует в ближайший год достичь показателя в 50 тысяч зарегистрированных пользователей. При этом зарегистрироваться в качестве художника сможет любой желающий.

«Профессиональный статус будет автоматически присваиваться членам союзов художников, людям, у которых есть профильное образование, либо подтвержденная выставкография. Аккаунты будут проходить модерацию и получать соответствующий статус. Но мы не можем отказать в регистрации людям, которые занимаются искусством по зову души, потому что, так или иначе, это одна из базовых потребностей человека –      творить, рисовать, фотографировать», – отметила Вероника Коржевская.

На презентации платформы Валерия Брусникина также объявила о запуске всероссийского конкурса для художников, дизайнеров, скульпторов и фотографов. Призовой фонд составит 6 млн рублей, партнером выступит медиахолдинг МАЕР.

«Искусство играет важную роль в самовыражении и формировании культурной идентичности страны. Поддерживая художников, мы сохраняем и развиваем культурное наследие России. Молодые авторы привносят новые идеи, свежий взгляд на мир. А в целом поддержка молодежи – это инвестиция в будущее. У нас есть опыт продвижения проектов Фонда культурных инициатив, Тавриды.Арт, Государственного исторического музея и других. О национальной платформе для специалистов в области изобразительных искусств «ARTISTS/ ХУДОЖНИКИ» мы расскажем в Москве и в крупнейших городах России. На сегодняшний день общая аудитория нашего медиахолдинга – более 31 миллиона человек, что обеспечивает в месяц свыше 8 миллиардов визуальных контактов на улицах городов», – отметил генеральный директор медиахолдинга Константин Майор.