На глобальном долговом рынке происходит новое цунами. В этот раз возмутителями спокойствия стали Фридрих Мерц и Олаф Шольц, т.е. граждане страны, считавшейся последние как минимум полтора десятилетия едва ли не эталоном жесткой экономии и финансовой дисциплины. Они заключили долговое соглашение, которое даст новому правительству ФРГ сотни миллиардов евро для финансирования как перевооружения бундесвера, так и крупных инфраструктурных проектов. Долговое соглашение также, по крайней мере, теоретически, должно дать мощный толчок первой экономике Европы, находящейся два последних года в стагнации.
Утром 6 марта доходность немецких 10-летних гособлигаций (бундов) подросла еще на 0,14% и достигла 2,92%. И это при том, что накануне она резко рванула вверх, до 28-летнего максимума. Примеру 10-летних бундов, считающихся эталонным долгом в еврозоне, последовали и бонды соседей: Франции и Италии, второй и третьей экономик объединенной Европы.
Новости из Германии вызвали такой переполох и спровоцировали массовую распродажу гособлигаций во многих странах, потому что последние годы первая экономика Европы была главной поборницей политики жесткой экономии и финансовой дисциплины благодаря «долговому тормозу». Это конституционное правило ограничивало заимствования федерального правительства и дефицит госбюджета соответственно 0,35% ВВП. Превышать этот потолок Берлину запрещала Конституция, куда эти ограничения вписали еще в 2009 году.
«В мире финансового расширения и экспансии Германия (долго) считалась исключением»,- объясняет эффект долгового соглашения в Германии на всю планету Марк Ричардс из BNP Paribas Asset Management.
Не удивительно, что теперь на «исторические» события в первой экономике Старого Света отреагировали не только в соседних с ней европейских странах, но и в странах, расположенных за тысячи километров от Берлина. Например, доходность госдолга Японии, как сообщает Financial Times (FT), выросла 6 марта до 16-летнего максимума.
Долговое соглашение в ФРГ, дающее немецкой экономики неплохие шансы на быстрое восстановление, появилось во время сильного и продолжительного ценового давления практически на всем глобальном долговом рынке. Доходность 10-летних трежерис (американских гособлигаций) выросла на новости из Берлина на 0,06% до 4,32%; а японских – на 0,07% до 1,51%, максимума с 2009 года.
«Такую же картину можно наблюдать по всей планете»,- цитирует FT макростратега Barclays Митула Котешу.
При этом, как утверждают многие инвесторы, продолжающаяся распродажа немецких гособлигаций никак не связана с тревогами относительно устойчивости госдолга ФРГ по причине отсутствия этих тревог. Дело в том, что немецкий госдолг составляет всего лишь 63% от ВВП Германии, т.е. намного меньше, чем в других странах Большой семерки, и считается одним из самых надежных и устойчивых на планете.