Главу Американской торговой палаты в России Роберта Эйджи проинтервьюировало по поводу ожиданий и пожеланий в связи с наметившемся потеплением российско-американских отношений агентство РБК. Тот рассказал, что американский бизнес прежде всего хотел бы смягчения санкций в сфере обслуживания самолетов и поставки авиазапчастей.
Отметим, что это не удивительно в связи с общеизвестными трудностями, с которыми сталкивается не первый год компания «Боинг», теряющая заказы из-за проблем с конструкцией и качеством своих самолетов. Потеря российского рынка для нее весьма чувствительна. А программа импортозамещения в российском авиапроме грозит сделать эту потерю необратимой. Эту программу Роберт Эйджи постарался дезавуировать, соответствующая цитата приводится ближе к концу статьи. Сначала об открытых намерениях.
«В первую очередь мы просим снятия санкций в секторе авиации: это касается и поставки запчастей, и техподдержки самолетов. Это в меньшей степени пожелание бизнеса, а больше гуманитарная необходимость, так как от этого прежде всего страдают обычные граждане», — подчеркнул Эйджи. По его словам, по этому вопросу руководимая им Американская торговая палата объединяет усилия с Франко-российской торгово-промышленной палатой.
Последнее, видимо, для удвоения усилий в давлении на Россию, которое, конечно, будет подаваться и уже подается как шаг нам навстречу. При чем тут Франция (чей президент грозит между тем России ядерным оружием), понятно: там расположены главные производственные мощности европейского авиастроительного альянса «Эрбас». Там же под Тулузой находится штаб-квартира этой компании.
Не стоит обольщаться «гуманитарной» аргументацией представителя американского бизнеса. Неправдоподобность этого посыла выдает само уже его помещение на первое место. В таком случае, эту аргументацию следовало бы во всеуслышание лоббировать еще перед вводившей санкции прежней администрацией США. Ей, возможно, было бы сложнее от нее отмахнуться, чем от логики бизнеса и прибылей. Которая, очевидно, здесь и превалирует.
Эта логика имеет право на существование и никак не может ставиться под сомнение в деловом издании. Но только если это наш бизнес и наши прибыли.
А тот же «Боинг» известен, например, тем, как изо всех сил старался угробить Ил-96, пообещав в начале 90-х, когда к таким предложениям относились с пиететом, совместную работу над модернизацией этого замечательного, да и без того современного самолета. А потом полностью спустил этот проект на тормозах.
Как отмечалось на портале «Авиация России»: «В мире есть только три производителя, которые способны выпускать широкофюзеляжные лайнеры — американский Boeing, европейский Airbus и российский "Ильюшин". И евроатлантической дуополии совсем ни к чему конкурент в лице нашей страны».
Скоро к этим трем добавится китайский широкофюзеляжник C929. А Ил-96, хотя теперь уже и в продвинутой версии 400М, остается на периферии планов авиационных властей.
Но теперь как бы не пришлось ставить вопрос шире. Что будет самолетами, которые находятся в фокусе этих планов: МС-21, «Суперджетом»? И с жесткой программой импортозамещения комплектующих?
С последними слабина уже дана. «Условия сертификации импортозамещенного варианта регионального пассажирского самолета Superjet 100, смягчены», — писал «Монокль» 4 марта. Это следует из опубликованных месяц назад Минпромторгом условий конкурса на выполнение НИОКР для сертификации самолета Superjet 100. Ведомство больше не настаивает на полной замене всех зарубежных комплектующих, что, как отмечал портал ATO.ru, являлось основной целью программы с 2022 года, когда из России. ушли западные поставщики.
Есть и еще одно событие, которое может быть не связано с данным контекстом, но нет причин его не упомянуть, так как объяснений оно пока не нашло. Как сообщила 6 марта газета «Ведомости», «Центр разработок С7» (входит в группу S7) приостановил строительство в Санкт-Петербурге завода по выпуску деталей для газотурбинных двигателей, которое должно было стартовать в начале года. Планировалось инвестировать 7,4 млрд руб. Ожидалось, что на предприятии будут создавать лопатки для горячей части газотурбинных двигателей, в том числе иностранных. По словам собеседников издания, сроки строительства сдвинуты «значительно вправо», инвестор занимается поиском новых направлений на рынке. Когда планируется возобновить реализацию этого проекта, источники издания не уточнили.
«Не появилось пока "русского Boeing". Я понимаю, есть Sukhoi, они стараются занять нишу, но Boeing — это Boeing. Чтобы его заменить, я даже не знаю, сколько времени и сил нужно потратить», — сказал Эйджи в интервью РБК.
Сказано предельно откровенно. Но то, чего не понимает мистер Эйджи, понимают и знают в российском правительстве. Там запланировали сроки появления русских «Боингов» и «Эрбасов» — они приводятся в таблице к статье «В авиастроении сменился командный состав», выделили деньги и работа идет.
Да, мы все хотим летать на отличных и безопасных самолетах. Но также видели, что зависимость от Америки и Европы в поставках самолетов и запчастей к ним способна поставить под угрозу и саму возможность осуществления полетов, и их безопасность, когда односторонним образом вводятся незаконные санкции, как справедливо характеризует их российское право. Благодаря усилиям и авиакомпаний, и в огромной и решающей степени промышленности, получилось компенсировать отсутствие запчастей, научившись их ремонтировать и частично импортозместив. Налажен, очевидно, и импорт аналогов, но главное, что развивается собственная отрасль.
Не просто заменить, а и близко не подпустить падающие или создающие аварийные ситуации из-за конструктивных и производственных ошибок новейшие «Боинги» наша отрасль сможет и уже вплотную подошла к этому. Есть и Sukhoi, и МС-21, и Ту-214, и Ильюшин-96-400М.