Покинув три года тому наз наш рынок, американская компания Boeing, один из лидеров мировой авиаотрасли, остановила поддержку и обслуживание находящихся у нас лайнеров.
Сегодня же, в то время как в ЕС продолжают размышлять над ужесточением антироссийских мер, и про планы европейского концерна Airbus в отьношении нашего рынка ничего не слышно, то с Boeing все не так однозначно. С начала этого года идут разговоры о том, что на фоне относительного потепления отношений России и США американская корпорация может снова прийти в нашу страну.
Сама компания публично о таких планах не говорит, а мнения экспертов насчет возвращения к нам авиагиганта значительно разнятся. С одной стороны, есть точка зрения, что в текущей политической ситуации это едва ли реально.
С другой стороны, перспективы такого сценария все-таки существуют – компания испытывает проблемы на других рынках, да и тарифная война Вашингтона сказывается на ней не лучшим образом. Но такое гипотетическое развитие дела порождает немало вопросов. Каким будет новый формат взаимодействия? И не скажется ли это негативно на крепнущем в России процессе импортозамещения?
В зоне информационной турбулентности
Как 16 апреля этого года сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на источники, Москва обратилась к Вашингтону с запросом на покупку самолетов Boeing после достижения перемирия на Украине. Такая сделка, как пишет издание, может стать частью стратегии по смягчению санкций в случае прекращения боевых действий.
По словам агентства, приобрести авиатехнику Россия сможет за счет средств из замороженных активов – по подсчетам американских законодателей, в США заблокировано порядка 5 миллиардов долларов российского Центробанка.
Но пока, как сообщает американская сторона, все упирается в прогресс с достижением перемирия. По крайней мере, 16 апреля представитель Совета нацбезопасности США Брайан Хьюз заявил, что «США не будут обсуждать никаких экономических обязательств, пока не будет достигнуто прекращение огня». При этом в компании Boeing от комментариев отказались.
Напомним, ранее, 20 февраля 2025 года в СМИ – без ссылок на официальные источники – появилась информация, что американская корпорация по производству авиационной техники Boeing планирует вернуться на российский рынок. Как сообщалось, Boeing якобы собрался вновь разрешить российским авиакомпаниям закупать самолеты и наладить поставки запчастей на наш рынок, а взамен получать титан из РФ, от закупок которого компания отказалась в 2022 году.
Утверждалось, что лизингодатели даже начали некие «закулисные переговоры» с российскими компаниями о том, какие именно самолеты они хотят приобрести.
Отметим, накануне, 19 февраля глава российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев заявил, что РФПИ ожидает возврат ряда американских компаний на российский рынок уже во втором квартале 2025 года.
Однако 20 февраля пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков рассказал, что в Кремле не видели ни одного заявления представителей компании Boeing о желании вернуться в Россию. «Соответственно, здесь какие-то рассуждения вряд ли уместны», – отметил Песков.
При этом 21 февраля первый вице-премьер РФ Денис Мантуров сказал, что Москва готова восстановить сотрудничество с Boeing – впрочем речь тогда шла о поставках авиакорпорации необходимого в авиастроении титана, ведь до начала боевых действий на Украине Boeing долгое время был крупным покупателем этого металла у России.
«Когда Boeing принял решение выйти с титановой долины, где собственно были созданы и мощности соответствующие по обработке первичного титана, они закупали в большом количестве не просто "болванки", а готовые изделия, готовые детали для своего самолета», – рассказал тогда чиновник.
Но, как добавил Мантуров, при этом с предложением по возможному возвращению в Россию техники Boeing к правительству РФ никто не приходил.
В беседе с Моноклем американист Малек Дудаков полагает, что возвращение тех или иных американских компаний на российский рынок пока еще все же обсуждать преждевременно.
«Скорее всего, неофициальные, непубличные переговоры идут, но подробности доподлинные мы все равно не знаем и не узнаем до того момента, пока не будет принято принципиальное решение», – говорит эксперт. Но что можно сказать о перспективах возобновления деятельности Boeing в Россию уже сегодня?
Безусловные точки соприкосновения
Дела Boeing сегодня обстоят не столь хорошо: в последнее время американскую авиакомпанию сотрясают скандалы, связанные с авариями ее самолетов (катастрофы Boeing 737 MAX в Индонезии в 2018 году и в Эфиопии в 2019 году), слышны многочисленные нарекания на качество ее продукции, сотрудники авиагиганта выходят на масштабные забастовки. По итогам прошлого года Boeing зафиксировал убыток почти в 12 миллиардов долларов.
Кроме того, на днях агентство Bloomberg сообщило, что в рамках торговой войны с Вашингтоном Пекин потребовал от своих авиакомпаний отказаться как от приема поставок самолетов Boeing, так и оборудования и запчастей американского производителя. После этого акции компании упали в цене на 5%, а эксперты предсказывают, что, если запрет состоится и продолжится более полугода, ежегодные потери Boeing могут составить 10-15 миллиардов долларов.
Не в пользу авиакорпорации играет и сообщение издания Financial Times о том, что закупки ее самолетов может в конце этого года отложить ирландская авиакомпания Ryanair, если техника будет облагаться пошлинами: ранее перевозчик планировал купить с 2027 по 2033 год до 300 самолетов Boeing 737 Max 10.
Бизнес есть бизнес: на фоне провалов и скандалов корпорация вполне может быть заинтересована в возвращении на российский рынок: возможно, что Boeing в его не лучшем положении попросту не приходится выбирать, где заработать деньги продажей своих бортов. И стоит отметить тот факт, что на фоне продолжения ЕС своего курса на антироссийские ограничения у компании из США на российском рынке не будет конкурента в виде европейского Airbus – который, кстати, сегодня уверенно теснит своего американского соперника.
Кроме того, авиагигант вряд ли заинтересован в новых происшествиях или авиакатастрофах, которые могут произойти с его бортами, эксплуатирующимися в России.
Несмотря на активно проводимую Россией политику импортозамещения и разработку новых собственных самолетов, иностранные лайнеры и сегодня составляют значительную часть авиапарка нашей страны. По некоторым подсчетам, сейчас в десяти крупнейших авиакомпаниях России эксплуатируются более двух сотен самолетов марки Boeing.
При очевидных проблемах из-за санкций с запчастями и технической поддержкой сегодня видно, что отрасль в целом справилась с этими вызовами. Часть деталей научились делать в России, для части удалось найти альтернативы и новые каналы поставок, хотя проблемы остаются (подробнее о ситуации с импортозамещением авиационных запасных частей см. в конце статьи).
А что делать с уже оплаченными комплектующими? Как в начале апреля заявил министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов, в США «зависли» закупленные Россией авиазапчасти на сумму в 500 миллионов долларов, и Москва заинтересована в разблокировке их поставок.
«Думаю, что мы как представители потребителей были бы заинтересованы в том числе и в разблокировке поставки этих запчастей», – сказал тогда Алиханов. – «Это было бы важно».
Кроме того, по его словам, Москва видит интерес в признании проведенных с самолетами Boeing ремонтных работ, которые произведены российскими компаниями.
Титановая сделка?
Как бы то ни было, но еще несколько месяцев назад едва ли можно было представить саму идею таких предположений о перспективах возвращения американской компании в Россию. Однако сегодня, с возвращением к власти в Белом доме Дональда Трампа, это не выглядит чем-то нереалистичным – тем более, что лайнер политики США за прошедшее с 20 января время заложил уже немало крутых виражей.
Как 17 апреля сообщило Bloomberg, немалую роль здесь играют американские экономические интересы. «Нам следует вести дела с Россией», – говорил Трамп в интервью американскому порталу Breitbart News. – «У них самая большая территория в мире на сегодняшний день, больше, чем у Китая. У них 11 часовых поясов. Можно пролететь 11 часовых поясов из одного уголка страны в другой. Их земля изобилует ценными ресурсами».
Отметим, что, когда 18 марта президент России Владимир Путин и глава Белого дома Дональд Трамп провели телефонный разговор, они говорили, в том числе, и о налаживании экономического взаимодействия. Тогда в Кремле отметили, что был обсужден «ряд идей, идущих в направлении развития в перспективе взаимовыгодного сотрудничества в экономике и энергетике».
В свою очередь, в Вашингтоне рассказали, что будущее с улучшением двусторонних отношений между Соединенными Штатами и Россией имеет огромные перспективы. «Это включает в себя крупные экономические сделки и геополитическую стабильность после достижения мира», – подчеркнула американская сторона.
В авиастроительной отрасли российский рынок может представлять для США немалый интерес, особенно если учесть, что многие участники из западных стран его покинули, как это случилось с Airbus.
Фирма же Boeing оказалась в затруднительном положения, в том числе и из-за глобальной тарифной войны.
А есть и еще другой важный аспект: не экспорт чего-либо (запчастей, самолетов) в Россию, а импорт из России.
В беседе с Моноклем авиаэксперт и главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров отмечает, что Boeing заинтересован не только в поставке на наш рынок самолетов и запчастей, но еще и в приобретении российского титана, титановых изделий для своего производства. «Что, наверное, даже в большей степени в интересах Boeing, чем просто поставки самолетов в России», – добавляет он.
«Ну, а Россия, со своей стороны, если такое будет возможно, в первую очередь, выиграет в том случае, если откроется возможность поставки Boeing титана российского. Это в любом случае плюс, это деньги», – рассуждает наш собеседник. – «А второе: самолеты, новые самолеты будут, конечно же, не лишними, потому что пока российские самолеты находятся в разработке, авиакомпаниям самолеты нужны уже сегодня, и надо этот вопрос как-то решать».
Напомним, в начале 2022 года Boeing приостановил контракт с «ВСМПО-АВИСМА», российским производителем титана. При этом американский авиагигант пытался заместить металл из России закупками в других странах, но качество товара других поставщиков не было безупречным.
Заоблачная сфера политики
Оставив пока за скобками неоднозначную тему поставок в РФ самолетов, отметим, что сегодня возвращение в Россию американской авиастроительной компании не видится шагом ближайшего времени. Да, переговоры представителей двух стран по самым разным темам продолжаются, но их финальный успех – как и значительность продвижения в плане налаживания сотрудничества – далеко не гарантированы.
Пример из несколько иной, но весьма близкой области: 11 апреля глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил, что Россия предложила США вывести компанию «Аэрофлот» из-под санкций. По словам министра, американцы предложение «восприняли», но «пока никакого ответного шага мы не видели».
Так что новый заход Boeing в Россию пока не выглядит безусловностью – тем более, еще раз подчеркнем, сообщения изданий о таком сценарии не имеют конкретных подтверждений. Как рассказал депутат Госдумы Артем Кирьянов, к закрытым источникам Bloomberg, которое выступило с такой публикацией, надо относиться с крайней осторожностью.
Он допустил, что после отмены санкций может случиться приобретение Россией у США самолетов Boeing за счет средств из замороженных активов, но заметил, что надо «иметь в виду, что мы должны опираться на, скажем так, рациональное принятие решений для того, чтобы обеспечить свой авиафлот».
По мнению Малека Дудакова, в Boeing бы отнеслись очень позитивно к возможности вернуться на российский рынок и поставлять нам детали или новые самолеты – разбрасываться рынками для авиагиганта, по мнению эксперта, в текущей ситуации нелогично. «Но для этого нужно смягчение санкций в данной сфере и какое-то принципиальное решение, в данном случае с стороны Трампа, что американскому бизнесу дается зеленый свет на работу в России», – полагает он.
Как отмечает Роман Гусаров, для возвращения Boeing придется решить множество политических вопросов, а американской стороне снять огромное количество санкционных ограничений: «это будет в любом случае не бизнес-решение с возвращением Boeing, а политическое решение о возвращении Boeing».
«Это больше зависит от администрации США, которая должна сначала решить политические вопросы с нами, потом рассмотреть, изучить все свои санкционные пакеты и снять огромное количество санкций в отношении российской авиации для того, чтобы Boeing мог физически даже вернуться и с кем-то на территории России сотрудничать», – говорит собеседник Монокля.
«Потому что на сегодняшний день все наши авиакомпании под санкциями, наши банки под санкциями», – продолжает Гусаров. – «Вот как будет Boeing возвращаться, если ни один платеж провести нельзя ни в России, ни из России, ни между Boeing и российскими контрагентами?»
Детали – купим, новые самолеты – сделаем сами
Ситуация, сложившаяся в начале СВО, четко показала: надеяться на устойчивость сотрудничества с Западом рискованно, ведь и Boeing, и Airbus могут в одночасье покинуть наш рынок. И за всеми бравурными разговорами о скором возвращении американцев в Россию (пусть и при возможных позитивных результатах возобновления сотрудничества) нельзя забывать об исключительной важности продолжения – и успешного осуществления – процесса импортозамещения в авиаотрасли ради национальной безопасности. А также – ради национальной экономики, промышленности и технологий.
В опубликованном в начале марта интервью главы Американской торговой палаты в России Роберта Эйджи прозвучале слова, в общем-то даже оскорбительные, но и это и вызов: «Не появилось пока "русского Boeing". Я понимаю, есть Sukhoi, они стараются занять нишу, но Boeing — это Boeing. Чтобы его заменить, я даже не знаю, сколько времени и сил нужно потратить», — сказал Эйджи в интервью РБК.
Этот вызов давно принят. И на замену иностранным бортам готовится не только обновленный Sukhoi (SJ-100), но и МС-21, и Ту-214. Нужное для этого время прописано в Комплексной программе развития авиционной отрасли на период до 2030 года.
Как считает гендиректор Ассоциации гражданской авиации «Аэропорт», член Общественного совета при Ространснадзоре Виктор Горбачев, с Boeing в случае его возвращения стоит заключить договор только на поставку запчастей. Покупать же американские самолеты не следует, ведь это будет означать вновь зависимое положение нашей страны.
«Сегодня мы подружимся опять, а что будет завтра? Мы уже наелись. Ждем, когда через четыре-пять лет эти иностранные самолеты пойдут на списание, а мы их заменим нашими воздушными судами», – говорит он. – «Сотрудничество нужно, но только в рамках поддержания летной годности уже имеющихся судов».
«Надо развивать собственное самолетостроение», – отмечал ранее президент Путин. – «Надеюсь, что все планы, а мы планируем произвести свыше 1 тысячи собственных самолетов к 2030 году, будут реализованы, будет на чем летать и специалистам, летчикам, и пассажирам».
Как ранее не раз писал Монокль, процесс развития собственного авиастроения продвигается: в марте первый полностью импортозамещенный ближнемагистральный лайнер «Суперджет» получил свои российские двигатели ПД-8, на 25 апреля назначен его первый полет. В этом же месяце первый отечественный опытный Суперджет SJ-100 с российскими системами успешно совершил полет на максимальную высоту. Скоро начнет летать по программе испытаний и импортозамещенный МС-21.
До конца года оба эти типа самолетов должны быть сертифицированы. Если все пойдет по плану, России удастся преодолеть зависимость от иностранных лайнеров, а собственные самолеты надежно закроют потребности нашей страны – без ненадежных в политическом (да и не только в политическом) плане самолетов иностранного производства.
Еще раз отметим, что повторение такого положения дел, когда иностранные компании контролируют важные отрасли страны, в том числе, доминируют в сфере авиаперевозок, будет колоссальной ошибкой – фокус на отечественную авиатехнику уже утвержден правительственной программой и вполне осознается нашими чиновниками. А в промышленности новости на тему гипотетического «возвращения Boeing» наверняка воспринимают весьма негативно.
Как в конце марта заявил генеральный директор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов, при возможной отмене санкций и возвращении иностранных производителей самолетов «условия их работы никогда не будут прежними».
Чемезов рассказал, что «отмена санкций, если она и случится, не обнулит прошедшие три года». «Слишком дорого они нам дались», – подчеркнул чиновник.
Он также отметил, что продолжится разработка самолетов «Суперджет» и среднемагистральных МС-21. «Применительно к авиапрому задача государства – выстроить правила игры так, чтобы отечественные авиакомпании были заинтересованы покупать российские самолеты, а не Boeing. Наша задача – сделать эти самолеты», – описал Чемезов текущую ситуацию.
«Будет гарантия, что без самолетов Россия, страна с огромными территориями, не останется», – добавил глава «Ростеха». – «Из Москвы до Владивостока всегда будет на чем долететь».
Россия не допустит повторения ситуации, когда крупнейшие мировые производители самолетов Boeing и Airbus покинули российский рынок, также отмечал в прошлом году Денис Мантуров. «Такого мы точно уже не допустим, получили хороший урок, нас научили, повтора такого же не будет», – заявил он.
При этом Мантуров заверил, что работа по техническому обслуживанию лайнеров ведется своевременно, а самолеты соответствуют всем требованиям безопасности.
Стоит добавить, что касается потребности нашего авиапарка в запчастях, то, как минимум, частичное решение этого вопроса уже существует. В прошлом году был разработан законопроект, позволяющий отечественным предприятиям промышленности производить неоригинальные запчасти к самолетам – это позволит снизить зависимость от оригинальных компонентов, которые не влияют на безопасность.
«Мы даем возможность запустить сегмент производства неоригинальных деталей к самолетам», – отмечал один из авторов документа, глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. – «Этот рынок развит и в США, и в Китае, и позволяет снижать зависимость от оригинальных компонентов, которые не влияют на безопасность. В настоящей ситуации санкций это очень актуально».
13 февраля этого года законопроект был принят российской Госдумой в первом чтении. «А уже ко второму чтению мы детально проработаем механизм одобрения, изготовления и установки комплектующих изделий гражданских воздушных судов», – говорил член комитета ГД по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Олег Гарин.
Как рассказывал сенатор Андрей Шохин, эта мера не ухудшит безопасность полетов, ведь процесс сертификации останется тем же, что и в отношении оригинальных запчастей. Зато позволит России постепенно избавиться от необходимости закупки неоригинальных запчастей за рубежом, стимулируя отечественную промышленность и уходя от серых схем и переплат посредникам.