В заявлении Министерства торговли КНР говорится, что ответные тарифы нарушают баланс интересов, достигнутый в ходе многочисленных переговоров. Действия Вашингтона еще глубже погружают две крупнейшие экономики планеты в торговую войну, которая нарушит глобальные цепочки поставок и крайне негативно отразится не только на глобальной торговле, но и на глобальной экономике.
«Китай решительно выступает против этого (тарифов) и примет контрмеры для защиты своих прав и интересов»,- цитирует Reuters заявление китайского Минторга.
Ответные тарифы на импорт из Поднебесной составят 34%. Вместе с уже введенными Трампом тарифами на 20% это составит 54%, что довольно близко к 60-процентным тарифам, которые он обещал ввести против КНР во время предвыборной кампании. При этом базовая часть ответных тарифов в размере 10% вступит в силу в ночь с 5 на 6 апреля, а оставшаяся – 9 апреля.
Кроме этого, Дональд Трамп закрыл лазейку, известную как «de minimis» и позволяющую беспошлинно ввозить в США небольшие объемы товаров из Китая и Гонконга.
Перед тем, как вводить ответные тарифы на импорт из Китая, президент Трамп попросил Торгового представителя США проанализировать до 1 апреля, как Пекин исполняет торговые обязательства, принятые в 2000 году, во время его первого президентского срока, когда он тоже вел против Пекина торговую войну. Выяснилось, что китайцы не выполнили обещание увеличить в течение двух лет импорт американских товаров на 200 млрд долларов. КНР увеличила импорт всего лишь на 11 млрд долларов (со 153 млрд в 2017 г. до 164 млрд в 2024 г.), сославшись на коронавирусную пандемию. Естественно, президент США сейчас обвиняет в нарушении соглашения.
Нынешние тарифы против Китая уже третьи после возвращения Дональда Трампа в Белый дом 2,5 месяца назад. Китайские компании еще до возвращения Трампа к власти начали менять торговые маршруты и, чтобы избежать американских санкций, начали ввозить товары в США через другие страны, в основном, через Мексику, Вьетнам, Индию и Малайзию. Однако сейчас придется искать новые способы, потому что Белый дом ввел тарифы как против упомянутых стран в размере от 24% до 46%, так и против еще почти 180 стран.
Не исключено, что трамповские тарифы заставят Поднебесную наращивать торговлю с альтернативными рынками. Это, конечно, возможно, но будет сопряжено с крупными потерями, потому что ни один такой рынок и близко не может сравниться по покупательной способности с американским рынком. Достаточно сказать, что китайские производители ежегодно продавали в Америке товаров более чем на 400 млрд долларов.
Торговая война США с КНР вызывает немало вопросов. Вашингтон вводит тарифы на китайские товары, Пекин отвечает зеркально, хотя и более сдержанно. Вне всяких сомнений, через считанные дни китайцы введут свои ответные тарифы в ответ на ответные тарифы американцев. Это значит, что торговая война между двумя главными экономиками планеты идет по нарастающей. Но одновременно с эскалацией между китайскими и американскими представителями идут всевозможные переговоры, в том числе и по вопросам торговли. Кстати, явно не случайно именно 1 апреля, т.е. накануне ввода ответных тарифов, появилась информация о том, что Пекин ограничил для китайских компаний возможности инвестировать в американскую экономику. Появилась также информация о предстоящей встрече между лидерами США и КНР, которая, возможно, пройдет в июне в Америке.
«Трамп и Си сошлись в парадоксе давления и гордости,- комментирует странную ситуацию Крейг Синглтон из вашингтонского аналитического центра «Фонд защиты демократии» (FDD).- Стратегия Трампа состоит из комбинации максимального давления с внезапными дипломатическими ходами. У Си стратегия иная: он отличается методичностью, старается избегать ненужного риска и делает акцент на неторопливость и дисциплину. Но перед ним стоит дилемма: если он отказывается что-то делать, то давление на Китай усиливается; если же начинает действовать слишком рано, то это может быть расценено как проявление слабости. Оба не хотят первыми сделать шаг назад, но задержка может продлить и углубить противостояние».