Очередной просчет замедляет проект ЛМС «Байкал», возвращаемся к Ан-2

14 мая 2025, 21:23

Полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев рассказал о трудностях с "Байкалом". Они копились давно, но теперь проект нового регионального самолета уперся в тупик.

ruwiki.ru
Самолет "Байкал" рискует так и остаться выставочным образцом
Читайте Monocle.ru в

Работа над проектом регионального самолета ЛМС-901 «Байкал» приостановлена, сообщает портал «Авиация России». Непосредственная причина этого в том, что, как выяснилось, самолету требуется значительно большая длина взлётно-посадочной полосы, чем предусматривалась. Заявил об этой проблеме вице-премьер – полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.

«Вы знаете, что у нас велась работа по разработке малого самолёта “Байкал”. Она на сегодняшний день зашла в тупик. То есть самолета «Байкал» у нас не ожидается, – заявил Трутнев. – Я не могу понять, как люди могли не просчитать подъемную силу крыла. Подъемная сила крыла [определяет] длину полосы, необходимую для отрыва воздушного суда. У нас начиналось все с 600 м, потом [оказалось, что необходимо] 1200», – цитирует его слова «Авиация России» со ссылкой на ТАСС.

Портал приводит и перечень других сложностей, связанных с проектом ЛМС-901 «Байкал», задуманного как замена устаревшему Ан-2. Так, в ходе летных испытаний 2024 года выявились проблемы с устойчивостью и управляемостью самолета, что не позволило достичь всех требований технического задания. В связи с этим летные испытания были приостановлены, а Министерство промышленности и торговли объявило конкурс на выполнение второй части опытно-конструкторских работ по доработке «Байкала» под двигатель ВК-800СМ. Победителем конкурса стал сам разработчик самолета  – Уральский завод гражданской авиации (УЗГА).

Отдельной проблемой, пишет «Авиация России», стала стоимость «Байкала». Изначально, в 2020 году в техническое задание на разработку самолета ЛМС-901 Минпромторг закладывал цену в 120 млн рублей. К 2023 году этот показатель вырос до 280 млн, а к 2024 году – до 455 млн. Переговоры между ведомством и УЗГА привели к компромиссу в 280 млн рублей. Но и эта сумма вызывает претензии у лизинговых компаний: она является чрезмерно высокой для небольших региональных перевозчиков из труднодоступных районов Крайнего Севера и сибирской тайги.

Тормозит проект и неготовность упомянутого двигателя ВК-800СМ. Его разработку с 2016 года также ведет УЗГА. К 2023-му удалось завершить стендовые испытания. Но летные испытания не проводились, поэтому говорить о сроках сертификации этого двигателя не приходится. Но без силовой установки отечественной разработки проект ЛМС-901 «Байкал» теряет актуальность.

На этом фоне Юрий Трутнев заявил о необходимости вернутся к ремоторизации Ан-2, сообщает авиационный портал.

Ремоторизация, то есть замена типа двигателя, это необходимое условие продолжение эксплуатации Ан-2 и производства новых машин этого типа (они производятся в небольших количествах под маркой ТВС). Большой расход высококачественного бензина самолетом Ан-2 с родным для него поршневым двигателем – как сообщается, до 220 литров в час, делает его  эксплуатацию очень дорогой: стоимость часа полета превышает 14 тыс. рублей.

Выходом, таким образом, служит переход на турбовинтовые двигатели, работающие на относительно дешевом керосине и более экономичные по расходу. Но это требует времени и ресурсов.

Наиболее готовым вариантом является самолет ТВС-2МС с турбовинтовым двигателем Honeywell ТРЕ-331-12 американского происхождения. Он уже используется в коммерческих перевозках. Однако зависимость от иностранных комплектующих и отсутствие сертификации самолета ставят под вопрос его будущее.

В качестве альтернативы рассматривается модернизация Ан-2 с российским двигателем ТВД-10Б. Это хорошо известный мотор, производство которого планируют возобновить в Омске. Опытный образец Ан-2 с таким двигателем разрабатывает Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина, первые результаты планируется получить к лету текущего года.

Таким образом, подытоживает «Авиация России», российские межрегиональные авиаперевозки столкнулись с отсутствием необходимого самолета. Помимо самолёта ЛМС-901 «Байкал» УЗГА совместно с Белоруссией разрабатывает турбовинтовой самолёт ЛМС-192 «Освей», а также по контракту с Минпромторгом – межрегиональный ТВРС-44 «Ладога». Учитывая сложившуюся ситуацию с ЛМС-901 и фактический срыв этого проекта, два других самолета может ожидать такая же судьба: несоблюдение сроков и несоответствие техническому заданию.

При этом Юрий Трутнев заявил, что ему не нравится идея отказаться от создания нового регионального самолёта, и он намерен дополнительно проконсультироваться с конструкторами о возможности продолжения работ по ЛМС-901.

«Я буду заниматься несвойственной мне деятельностью, но я соберу ещё конструкторов, послушаю их предложения. В принципе, я встречался с рядом специалистов и задавал им простой вопрос: ‘В целом можно?’. Они говорят: “Можно”. Но если можно, то давайте думать, что нам надо сделать, чтобы это “можно” осуществилось. Во-первых, надо разбираться, кто этой работой занимался, и призвать к ответственности. Во-вторых, мне всё равно совершенно не нравится идея отказаться от разработки нового самолета и летать на тех самолетах, которые летали 60-80 лет назад», – сказал он журналистам.