Новая рабочая неделя началась на Гонконгской фондовой бирже с обвала на авторынке. Тон резкому снижению акций автопроизводителей задал лидер китайского автопрома - BYD Co., который снизил цены в конце прошлой недели на свою продукцию на 34%. Его акции снизились, по данным Bloomberg, на 8,3%. Акции Li Auto Inc., Great Wall Motor Co. и Geely Automobile Holdings Ltd. снизились более чем на 5% на тревогах инвесторов об усилении конкуренции в секторе.
BYD предложил скидки на 22 модели электромобилей и гибридов (PHEV), приводимых в движение двигателем внутреннего сгорания, который поддерживается электродвигателем. Скидки на все эти модели, продаваемые в Китае, начинают действовать в конце июня. Решение BYD свидетельствует о разгорающейся ценовой войне в китайском автопроме.
Проблемы участников крупнейшего авторынка на планете усиливаются общими для всей китайской экономики неприятностями. Так, уровень запасов в китайских автомагазинах достиг в апреле 3,5 млн автомобилей, которых хватит почти на два месяца (57 дней запаса). Это самый высокий показатель с декабря 2023 года, по данным Китайской ассоциации производителей легковых автомобилей (CPCA).
Цена хетчбэка Seagull, самой дешевой модели, выпускаемой BYD, через месяц снижается еще на 20% до 55800 юаней (7780 долларов). Гибрид Seal подешевеет в конце следующего месяца по максимуму – на 34% или 53 тыс. юаней до 102800 юаней.
Новые снижения цен BYD, считают эксперты, будет иметь эффект домино. Конкуренты BTD, конечно же, тоже подкорректируют свои цены в сторону снижения, что еще больше уменьшит их и без того совсем невысокую прибыль. Ценовое давление ведет к убыткам автопроизводителей и консолидации авторынка.
«Мы ожидаем, что конкуренты последуют примеру BYD»,- пишут аналитики Citi Research.
В прошлые выходные Chongqing Changan Automobile Co., например, объявил о снижении цены на модель Deepal S07 на 25 тыс. юаней; а Zhejiang Leapmotor Technologies Ltd. снизил цены на свои модели C16 и C11.
В Citi ожидают, что в июле количество покупателей в магазинах BYD увеличится на 30-40%. Однако ответ на вопрос, к какому росту продаж приведет это увеличение, покажет время. Апрель для лидера китайского автопрома, штаб-квартира которого находится в Шэньчжэне, провинция Гуандун, стал лучшим по продажам в этом году. Пока все складывается так, что поставленная на 2025 год цель по суммарным продажам – 5,5 млн электромобилей и гибридов будет выполнена.
Особенно впечатляют успехи BYD на внешних рынках. В апреле, к примеру, он впервые обошел Tesla, своего главного конкурента на международной арене, по продажам электромобилей в Европе. Большим плюсом для компании из Шэньчжэня является вертикально интегрированная цепочка поставок, благодаря которой она делает не только батареи для своих электромобилей, но и большинство чипов, а также огромные масштабы производства в материковом Китае, позволяющие снизить себестоимость продукции. Все это позволяет BYD легче переносить тяготы ценовой войны, разгорающейся в китайском автопроме.
BYD обходит Tesla и по валовой рентабельности: ок. 20% и 16% соответственно в первом квартале этого года. Не удивительно, что еще один очень важный показатель - валовая прибыль у китайского автогиганта в январе-марте 2025 года достигла 9,5 млрд юаней, что тоже выше, чем у Tesla.