Из движка АвтоВАЗа сделали оригинальные лодочные моторы

Вера Краснова
редактор отдела компаний и менеджмента «Монокль»
19 июня 2025, 15:28

Научно-производственное предприятие «Патриот», специализирующееся на разработке подвесных лодочных моторов, запустило в подмосковной ОЭЗ «Дубна» сборочный цех площадью 1,3 тыс. кв. м, там будут выпускать двигатели мощностью 80-150 л.с.

Читайте Monocle.ru в

Это первое современное массовое производство моторов, предназначенных для прогулочных, спортивных и рыбацких лодок и катеров, к тому же полностью локализованное. В проект инвестировано более 200 млн рублей.

Команда «Патриота» заявляет, что их стратегическая цель - воссоздать на новом уровне отечественную отрасль подвесных лодочных моторов (ПЛМ), которая успешно развивалась, начиная с 50-х годов прошлого века, но была «закрыта» в 2008 году. При этом ПЛМ во всем мире остается самым удобным, надёжным и экономичным типом лодочного мотора (по сравнению с кормовым и бортовым моторами).

Стартовало НПП «Патриот» еще в 2016 году как инжиниринговый центр и испытательная лаборатория на базе Конструкторского бюро молодежи МГТУ им. Н.Э.Баумана. С 2020 года «бауманка» является официальным техническим  партнёром предприятия, кроме того, разработчиков консультирует Алюминиевая ассоциация. Изначально была поставлена задача сконструировать линейку моторов, которые состояли бы полностью из отечественных комплектующих, не уступали по мощности зарубежным образцам, но отличались рядом преимуществ: повышенной надёжностью, низкими эксплуатационными расходами и стоимостью, простотой в обслуживании. За основу взяли серийный автомобильный двигатель ВАЗ-11182 с рабочим объёмом 1597 см3 и мощностью 80 л.с.

В конечном изделии, которое в 2021 году было зарегистрировано в Роспатенте, от вазовского мотора остались блок цилиндров, коленчатый вал, поршневая группа и система управления. Остальное - это оригинальные или модернизированные конструкции, в том числе 11 уникальных отливок из алюминиевого сплава, а также система смазки, исключающая «сухой» пуск, и система впрыска топлива, работающая в любых климатических условиях. За счет инновационных масел и смазки удалось увеличить ресурс движка вдвое по сравнению с импортными аналогами, такими как японский Yamaha, китайские Parsun и Hidea. В 2023 году был выпущен опытно-промышленный образец.

ПЛМ от «Патриота» мощностью 80 л.с. предназначен для малоразмерных лодок - длиной корпуса до 5-6 м, то есть самой популярной модели в России. Компания планирует выпускать от 350 до 700 моторов в год, с последующим возможным увеличением выпуска до 2000 ед. При этом, по данным Алюминиевой ассоциации, в стране более 3 млн владельцев лодок размером до 12 м, а объем ежегодного импорта соответствующих движков превышает 150 тыс. шт. Кроме физлиц и коммерческих организаций, их покупают госструктуры - МЧС, Минобороны. То есть импортозамещению есть куда расти.

Неслучайно в планах «Патриота» — разработка и более мощных движков, на 100 и 150 л.с. На базе только что открытого цеха планируется в концу 2027 года построить завод полного цикла, от литья до обработки и сборки, общей площадью 4 тыс. кв. м и с объёмом инвестиций 360 млн рублей. В компании уверены, что смогут занять до 10% рынка и даже выйти со своим продуктом на экспорт.