Закон принят с цифровой скоростью
4 июня президент России Владимир Путин провел совещание с членами правительства, одной из тем встречи был вопрос технологического суверенитета в области коммуникационных сервисов. В рамках этой актуальной задачи министр цифрового развития РФ Максут Шадаев затронул перспективу развития отечественного мессенджера.
Он, как предполагается, не только должен стать безопасным средством коммуникации, но и выйти за пределы привычного приложения для общения. Превратившись не просто в «суперапп» (приложение, дающее доступ одновременно к нескольким серсисам), а в «мегасуперапп» — национальную цифровую платформу с широким набором услуг для наших граждан в одном интерфейсе.
Владимир Путин такую идею одобрил и поручил оказать ей поддержку, чтобы осуществить необходимую интеграцию функций.
«Прошу иметь в виду и прошу целенаправленно организовать работу по поддержке российского мессенджера, а для этого услуги, которые предоставляют различные ведомства, финансовые учреждения и так далее, нужно переводить вот на этот мессенджер», – подчеркнул глава государства. – «Это чрезвычайно важно».
Политики быстро включили инициативе «зеленый свет». Законопроект об объединении функционала отечественных цифровых сервисов в едином приложении, внесенный в Госдуму РФ 30 мая, 10 июня был одобрен депутатами ГД во втором и в третьем, окончательном, чтениях, а 18 июня его в ходе пленарного заседания единогласно поддержали члены Совета Федерации. Во вторник, 24 июня, как уже говорилось, федеральный закон № 156-ФЗ «О создании многофункционального сервиса обмена информацией и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» подписал президент.
В этот же день опубликованный на портале «Официальное опубликование правовых актов». закон уже вступил в силу, кроме статей 2 и 5. Первая из них начнет действовать 1 сентября и поручает правительству определить организацию, которая будет отвечать за создание, запуск и работу сервиса. Ей нужно будет соответствовать двум требованиям: являться отечественной компанией с востребованной платформой (более 500 тысяч пользователей из России в сутки), поддерживающей предустановку приложений, а также обладать исключительным правом на программу, внесенную в реестр российского ПО.
По-видимому, далеко ходить в поисках этого головного разработчика не придется. Как пишет агентство «Интерфакс», «ранее министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев на совещании президента РФ с членами правительства сообщил, что национальный мессенджер планируется развивать на базе цифровой платформы от интернет-холдинга VK».
И «Парламентская газета» называет мессенджер от VK «первым кандидатом» на звание такой платформы, напоминая: «Как заявил 4 июня глава Минцифры Максут Шадаев в докладе президенту Владимиру Путину, недавно холдинг VK вывел на рынок российский мессенджер, который по своим параметрам полностью сопоставим с зарубежными конкурентами, под названием MAX»:
То есть, искомой организацией с высокой вероятностью станет VK. Впрочем, по букве закона, у правительства есть еще два с лишним месяца, чтобы определиться. Надо отметить, что разработка и создание такого сервиса — дело очень ответственное. Это даже серьезнее, чем «электронное государство», каковое суть все-таки образ, а по факту набор различных сайтов. Это электронный двойник настоящего государства. Тут, товарищи, важно не ошибиться, нигде ничего не напутать и все сделать совершенно правильно. Хотя, конечно, и упоминаемая VK, это весьма уважаемая и очень крупная российская технологическая компания.
Ну а статья 5 закона о новом сервисе предусматривает предоставление гражданами, в различных случаях взаимодействия с ним, сведений о себе. И, по-видимому, соответствующий порядок (какие именно сведения и в каких случаях), также должен быть к осени определен правительством.
Любопытно, что в 156-ФЗ законе есть отдельный пункт по поводу Москвы. Он, очевидно, понадобился потому, что в столице хорошо развиты собственные государственные электронные сервисы, правда, не мессенджер, а те, что сосредоточены на сайте mos.ru — своего рода городские «Госуслуги».
Статья 3 закона вносит изменения в закон РФ «О статусе столицы Российской Федерации». Он дополняется статьей 20. Согласно ей, особенности использования многофункционального сервиса обмена информацией в Москве могут устанавливаться соглашением между ее высшим должностным лицом и организацией, управляющей этим сервисом. Предусмотрено, что информация от города и его организаций, которую получают жители Москвы, может направляться им и через новую платформу тоже.
Приложение на все случаи жизни
Особенностью новой цифровой платформы станет то, что она должна объединить в себе и мессенджер, и сервисы, предоставляющие гражданам государственные, муниципальные, а также коммерческие услуги: например, взаимодействие банков со своими клиентами.
После запуска этого «суперпупераппа» записаться к врачу, подать заявление, совершать денежные переводы, оплачивать коммунальные услуги, товары или купить билеты можно будет не на разных сайтах, а в одном приложении на компьютере или на телефоне. Еще бы телефон (смартфон) нормальный российский сделали…
Оно также будет включать образовательные чаты и сервисы для учеников, родителей и учителей. Все это, как подчеркивается, в безопасной среде.
«В нем будут реализованы уникальные функции взаимодействия государства и гражданина, бизнеса и гражданина», – пояснял автор инициативы, глава комитета Госдумы по информационной политике Сергей Боярский. По его словам, приложение «во многом продолжает логику развития всей национальной цифровой системы».
Регистрация в приложении по паспорту не будет обязательной, можно будет завести аккаунт по номеру телефона. Но для полного доступа к функциям все же понадобится авторизация через «Госуслуги» – платформа будет интегрирована с этим порталом и с ЕСИА (Единая система идентификации и авторизации).
А подключение сервиса к системе «Госключ» позволит использовать усиленную цифровую подпись при заключении ряда договоров: например, согласия на обработку персональных данных, договора аренды жилья или купли-продажи автомобиля.
Также платформа позволит в ряде случаев удостоверять личность при помощи созданного пользователем уникального цифрового ID для получения необходимых услуг, являясь альтернативой бумажным паспорту, водительским правам, студенческому билету или школьной карте. А в будущем это может коснуться и других документов: диплома об образовании, водительского удостоверения, полиса ОМС.
«Сервис позволит не использовать бумажные документы, а удостоверять личность при помощи цифрового ID как виртуальные дисконтные карты, к которым мы все привыкли», – говорил Сергей Боярский. – «С помощью этого приложения можно будет подтвердить свой возраст на кассе супермаркета или даже заселиться в отель, не предъявляя бумажных документов».
Отметим, что возможность использования бумажных документов сохранится, их юридическая сила не отменяется. А все действия в приложении будут осуществляться только с согласия гражданина, подчеркивает заместитель председателя совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, сенатор Артем Шейкин.
Ответ на вопросы безопасности
Новый сервис должен быть создан на базе отечественного программного обеспечения – это важно, поскольку в эпоху политической турбулентности необходимо обеспечить независимость нашей страны в всех сферах. И для создания суверенного канала коммуникации у государства есть необходимые ресурсы.
«Россия обладает всеми возможностями, чтобы построить свою цифровую инфраструктуру – от беспилотных авиационных систем до защищенных каналов связи и государственных мессенджеров», – отмечает Артем Шейкин. – «Только на основе собственных технологий можно выстраивать настоящую независимость – и военную, и гражданскую, и цифровую».
Ну и, естественно, создаваемый многофункциональный сервис должен стать безопасной альтернативой иностранным мессенджерам. Собственно, это и было изначальным посылом к созданию цифровой платформы, который наши креативные законодатели и «цифровики» в исполнительной власти развили до цифровой платформы небывалого масштаба.
При этом, согласно одному из комментариев (и в отсутствие уме противоречащих), создание в России новой цифровой платформы не означает запрет на другие приложения. По крайней мере, сегодня речь об таких мерах не идет.
«Смысл не в ограничениях, а в том, чтобы дать людям удобный инструмент. В Telegram или WhatsApp* (*Принадлежит компании Meta*, признанной экстремистской организацией и запрещенной на территории РФ) нет цифрового ID, нет возможности получить госуслуги. Когда под рукой будет один сервис, объединяющий общение, документы и услуги – люди сами сделают выбор», – пояснял заместитель председателя комиссии по безопасности Общественной палаты Георгий Волков.
Еще одной причиной, почему такая идея «взлетела», стала необходимость борьбы с мошенниками, спамом и криминалом, которые, по выражению Сергея Боярского, «разгулялись» в иностранных мессенджерах. Но западные сервисы в борьбе с ними не заинтересованы, комфорт и безопасность российских пользователей у них не в приоритете, рассказывает первый заместитель главы комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин.
«По-настоящему безопасную платформу кроме нас самих не сделает никто», – считает Горелкин и подчеркивает: «главным ноу-хау создаваемой цифровой платформы станет бескомпромиссная борьба с анонимностью — за счет плотной интеграции с "Госуслугами"».
До недавнего времени в России не было собственного мессенджера, говорят в Минцифры РФ, но теперь ситуация изменится – в лучшую сторону. «Создание национального мессенджера поможет снизить уровень кибермошенничества, повысит безопасность и сделает использование цифровых сервисов более комфортным и защищенным для всех граждан».
Такого иностранные конкуренты предположить не могли
В беседе с Моноклем журналист, член Совета при президенте России по правам человека (СПЧ) Александр Малькевич отмечает, что создание национальной платформы стало логичной реакцией властей на вызовы, с которыми наша страна столкнулась за время проведения СВО.
«Это и фейки, и рост мошенничества, и регулярное игнорирование нашего законодательства иностранными компаниями», – рассказывает наш собеседник.
Все, кто следили за ситуацией, знают, что Россия неоднократно пыталась выйти на диалог с зарубежными платформами, говорит Малькевич. По его словам, принимались и мягкие, и жесткие меры, но практика ЕС показала, что против ИТ-гигантов малоэффективны даже гигантские штрафы, «которые для них как конфетти».
«И Европа, например, на этом этапе застряла, потому что развитие ИТ-сферы не позволяет полностью отказаться от услуг компаний», –полагает эксперт. – «Они это прекрасно понимают и начинают наглеть».
Но, как считает Александр Малькевич, Россию те компании очень сильно недооценили: вряд ли кто-то мог предполагать, что здесь не просто не планируют подчиняться их правилам, но и собираются вытеснить их с рынка через создание платформы, функционал которой будет эксклюзивным для нее.
«Другими словами, иностранного аналога быть не может по определению – никто в здравом уме не доверит зарубежной платформе работу с цифровым ID и интеграцию с "Госуслугами"», – подчеркивает Малькевич.
И из этого, продолжает собеседник Монокля, как раз следует главный плюс такого решения – полная независимость от иностранных компаний, но не через запреты, а через создание чего-то более интересного и функционального.
А если говорить про риски в смысле наступления какого-то негативного сценария, то Россия уже давно испытала все на себе и с достоинством вышла из кризиса», – резюмирует Малькевич. – «Поэтому единственные риски здесь наблюдаются только для иностранных платформ, которые неизбежно продолжают терять влияние на нашем рынке, причем необратимо».