За «громкой победой» Израиля спряталось тихое поражение

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
22 июля 2025, 11:18

Самыми эффективными врагами еврейского государства стали хуситы

AP/TASS
Читайте Monocle.ru в

У Израиля на Красном море всего лишь один порт, Эйлат, находящийся на самом юге страны, но и он находится на грани полного закрытия. В прекращении работы очень важного транспортного хаба виноваты йеменские хуситы, которых Тель-Авив нещадно бомбит и которых, как неоднократно заявляло руководство еврейского государства, израильтяне уже давно победили. 

Тем временем, власти Эйлата собираются в ближайшие дни заморозить банковские счета оператора порта, инвестиционной группы Nacash Group, принадлежащей братьям Ральфу, Ави и Джо Накашам, который практически не платит с 2024 года налоги в казну и 15-летнюю аренду порта. Правительство и муниципалитет Эйлата неоднократно представляло оператору отсрочки, но терпение властей, похоже, лопнуло, когда долги братьев Накашей вплотную приблизились к 10 млн шекелей (ок. 3 млн долларов). 

Но оператор порта не относится к числу злостных неплательщиков налогов. Причина в сильном финансовом кризисе, спровоцированным продолжающейся уже почти 20 месяцев войной между Израилем и владеющими частью Йемена хуситами, атакующими при помощи ракет и дронов не только израильские города и инфраструктуру, но и корабли в Красном море, даже, как совсем недавно, пуская их на дно. Естественно, в таких условиях смельчаков, готовых рискнуть и плавать между Азией и Европой через Суэцкий канал и Красное море, не так уж и много.

Начав свои, партизанские по сути действия против Израиля сразу с началом операции в Газе, ставшей ответом Тель-Авива на масштабный теракт октября 2023 года, хуситы не остановились и после того, как общепринято считающийся их спонсором Иран был, как объявили США и Израиль, побежден в по итогам недавней операции против иранских ядерных объектов. Эта «победа» (в ИРИ не без оснований объявили победителями себя) прогремела на весь мир. А действия хуситов, тем временем, не прекратились и дают сейчас накопленный эффект.

Йеменские повстанцы несколько раз фактически останавливали судоходство в Красном море. В результате их действий доходы порта Эйлата сократились в последние полтора года, по данным Times of Israel, на 80%: с 63,2 млн долларов в 2023 году до 12,6 млн долларов в 24-году.

За 6 месяцев 2025 года в эйлатский порт заходили всего лишь 6 судов. Для сравнения: в 2023 их было 134.

Закрытие порта Эйлат, начавшееся в воскресенье, 20 июля, подтвердили и Управление судоходства и портов Израиля с Национальным управлением по чрезвычайным ситуациям (NEMA). 

«Муниципалитет Эйлата сообщил администрации порта об аресте всех банковских счетов порта в связи с финансовой задолженностью,- говорится в письме NEMA, направленном в ответ на запрос делового издания Globes. - Управление судоходства и портов направило уведомление о том, что порт Эйлат прекратит свою деятельность с этого воскресенья (20 июля).

Переоценить значения порта Эйлата для экономики Израиля трудно. Через него идут все энергоносители и, в первую очередь, нефть, проходящая по нефтепроводу Эйлат-Ашкелон. С закрытием Эйлата судоходным компаниям придется отправлять корабли через мыс Доброй Надежды, т.е. в обход всей Африки, что увеличивает протяженность маршрута на 6 тыс. морских миль (ок. 11 тыс. км) и на 2-3 недели - продолжительность плавания.

«Порт Эйлата является стратегически важным объектом, потому что через него и Красное море проходит торговля с Дальним Востоком, Индией и Австралией, - цитирует Times of Israel директора эйлатского порта Гидеона Гольбера. - Он играет очень важную роль в жизни города и горожан. Закрытие стратегически важного израильского порта будет огромным международных успехом хуситов, которого еще не достигал никто из наших врагов».

Правительство Израиля стоит перед нелегким выбором: взять на себя и списать убытки порта Эйлата, чтобы продолжить его работу, или полностью закрыть транспортный маршрут по Красному морю.

Оба решения имеют свои плюсы и минусы. Взять на себя финансовый риск правительство может, а нивелировать риски безопасности - нет. И судя по сообщениям израильских СМИ, в Тель-Авиве, похоже, выбрали второй вариант.