Переговорный трек оживился
На днях появилась информация, что делегации Москвы и Киева прерывают почти двухмесячную паузу в переговорном процессе и ведут подготовку к очередному визиту в Турцию, чтобы продолжить там очный диалог об урегулировании. Это будет уже третьей встречей переговорных команд: первые два раунда возобновленных прямых мирных переговоров между Россией и Украиной прошли в Стамбуле 16 мая и 2 июня этого года.
Точная дата проведения нового мероприятия пока еще точно неизвестна: ранее сообщалось, что переговоры могут пройти 23, 24 или 25 июля. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявлял, что Кремль проинформирует о датах, когда они будут окончательно согласованы. Тем временем, президент Украины Зеленский рассказал, что третий раунд переговоров запланирован все же на среду, 23 июля.
С российской стороны изменений в переговорной группе нет, ее по-прежнему возглавляет помощник президента РФ Владимир Мединский. Делегацию от Украины снова возглавит бывший министр обороны страны Рустем Умеров, ставший секретарем Совета национальной безопасности и обороны.
Отметим, что предложение о новой встрече озвучила в конце прошлой недели именно украинская сторона, подчеркнув, что «переговорную динамику надо увеличивать». Занятно, что еще 13 июля заместитель главы МИД Украины Сергей Кислица заявил – мол, формат переговоров с Россией в Стамбуле «практически исчерпал себя». Но, судя по всему, Киеву пришлось срочно «переобуться».
Побудить к этому Украину мог Вашингтон: несмотря на предъявленный России главой Белого дома Дональдом Трампом 14 июля 50-дневный ультиматум, президент США по-прежнему настроен на политико-дипломатическое урегулирование конфликта, заинтересован в продолжении переговоров, так что в Киеве, очевидно, решили не злить американского лидера и продолжить стамбульские встречи.
В свою очередь, Кремль не раз говорил о готовности нашей стороны к возобновлению диалога: так, в середине июня там рассказали, что Москва готова участвовать в третьем раунде переговоров по урегулированию конфликта на Украине, но, по словам Дмитрия Пескова, Киев «не спешил» с новой встречей. Теперь Украина «созрела» – но что можно ждать от будущей встречи делегаций?
Столкнутся два меморандума
Предполагается, что на мероприятии стороны обменяются мнениями относительно представленных ранее меморандумов, позиций своих государств. Содержание этих документов значительно отличается, президент России Владимир Путин назвал их «прямо противоположными», поэтому можно с уверенностью сказать: дипломатам и на этой, и на будущих встречах предстоит немало работы по согласованию точек зрения.
Напомним, российский проект предусматривает нейтралитет Украины, внеблоковый и безъядерный статус страны, а также снятие санкций и два варианта прекращения огня.
Украинское же видение ситуации предусматривает, в первую очередь, установление полного и безусловного прекращения огня в воздухе, на суше и на море – но не в интересах России давать ВСУ такую временную передышку. Также Киев хочет получить гарантии безопасности со стороны международного сообщества и настаивает, чтобы утраченные Украиной территории не были признаны российскими на международном уровне. Так что легким будущий диалог назвать точно не получится.
По мнению турецкой версии газеты Independent, встреча будет включать «технические переговоры по ограниченному кругу вопросов». Издание ожидает, что стороны обсудят гуманитарную помощь, обмен пленными, безопасность инфраструктуры и меры по охране границ. Все это, безусловно, вопросы важные и нужные, но можно ли говорить о признаках возможного заметного прогресса в диалоге сторон?
«Рассчитывать на какие-то прорывы из разряда чудес, конечно, повода для этого нет никакого, и вряд ли это возможно в нынешней ситуации», – рассказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, тема украинского урегулирования настолько сложная, что достижение договоренностей об обменах или возвращении тел – это уже результат.
Кремль не разделяет скепсиса относительно результативности прошлых раундов переговоров, но и строить прогнозы по временным перспективам выхода на украинское урегулирование по результатам переговоров не собирается. При этом, как говорит Дмитрий Песков, Россия на переговорах будет добиваться обеспечения своих интересов. По его словам, Москва намерена «выполнить те задачи, которые мы ставили перед собой с самого начала».
Ограничится ли все гуманитарными вопросами?
По мнению опрошенных Моноклем экспертов, на этой неделе ждать из Стамбула громких новостей или сюрпризов не приходится. «Я думаю, что все будет решаться уже в сентябре и по итогам военной кампании», – прогнозирует политолог, профессор ВШЭ Марат Баширов,
В свою очередь, политолог-международник, профессор СПбГУ Станислав Ткаченко отмечая, что украинская сторона участвует в стамбульском диалоге по требованию Вашингтона и «поэтому упорно, напряженно думает над тем, чем наполнить с точки зрения содержания эти встречи». По словам Ткаченко, украинская делегация будет тянуть время, не будет готова по существу обсуждать российские положения, которые внесены в меморандум, а, чтобы показать Вашингтону результаты встречи в Турции, прибегнет к гуманитарному треку с обменами военнопленными и телами погибших.
«Мой прогноз: встреча не будет очень длинной, за пару часов стороны прояснят позиции, и на этом закончится без каких-либо результатов, за исключением тех, что были в предыдущих случаях, вроде обменов военнопленными или телами погибших», – говорит Ткаченко.
Однако, как полагает политолог Михаил Павлив, если на публику будет озвучено согласование сторонами гуманитарных тем, то, по его информации, закрытый разговор делегаций затронет предметные вопросы, связанные с тем, что недавно обсуждали в Малайзии на полях форума АСЕАН министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Марко Рубио.
Напомним, тогда Лавров и Рубио провели встречу, которая длилась около 50 минут, а по ее итогам американец рассказал, что в ходе переговоров с главой российского МИД Вашингтон услышал предложения по Украине, которые ранее не озвучивались. Тогда Рубио выразил намерение доложить о результатах беседы с главой российского внешнеполитического ведомства Дональду Трампу и отметил, что это может потенциально открыть дверь к дальнейшему прогрессу.
Как считает Павлив, речь может идти о возможном новом формате переговоров, который, предположительно, будет запущен с сентября, к моменту истечения 50-дневного ультиматума Трампа. «Не буду опережать официальных лиц наших, но скажу так: речь, вероятно, будет идти о значительном повышении уровня переговорщиков с украинской и российской стороны. Вот так я осторожно сформулирую», – говорит наш собеседник. – «Возможно, даже будет речь идти о каких-то двух-трехсторонних форматах с участием первых лиц государств».