Практика медийных баталий, характерная для реалий российского бизнеса 90-х годов прошлого века, видимо, возродилась уже в центральноазиатской республике. По некоторым оценкам, рынок черного пиара в Казахстане сегодня сопоставим или даже превзошел рынок классических сми. И последние порой становятся инструментом в борьбе между бизнес-элитами.
Своим опытом информационных сражений поделился основатель и глава Freedom Holding Corp. Тимур Турлов. По его словам, с 2019 года информацией о холдинге в Интернете пытаются манипулировать: ежемесячно публикуется до 150 статей на компроматных каналах с недостоверными фактами и манипуляцией. «Единственное, что мы пытаемся сейчас делать, – в самых выдающихся каких-то случаях использовать законные методы», – отметил он.
Уже несколько месяцев на холдинг ведется медийная атака со стороны информационного агентства «КазТАГ», руководителей которого недавно вызывали на допрос в полицию по уголовному делу о распространении заведомо ложной информации. Журналисты издания ежедневно публиковали на сайте до 12 материалов о компании с использованием недостоверной информации. Как говорится в пресс-релизе холдинга, незадолго до начала атаки на руководство Freedom Holding Corp. пытались выйти люди, которые предлагали «урегулировать ситуацию» за деньги, угрожая в противном случае запустить в сми волну негативных материалов.
В медийном пространстве Казахстана всплывали и другие случаи. Так, сотрудники магазинов Magnum и «Семейный» в этом году также подвергались информационному шантажу, но со стороны блогеров, которые требовали деньги в обмен на прекращение публикаций в соцсетях видео с нарушениями. В итоге суд присяжных приговорил вымогателей к реальным срокам. В ноябре был также арестован блогер-журналист, подозреваемый в шантаже сотрудника администрации Шымкента – он вымогал крупную сумму денег за непубликацию своих расследований о работе госорганов.
Другие времена
У главы Freedom Holding Corp. Тимура Турлова за последние годы уже выработался свой метод отражения медийных атак, в основе которого лежит информационная прозрачность и готовность вести прямой диалог с регуляторами, клиентами и сми. Бизнесмен активен в соцсетях, ведет личные блоги на популярных платформах, открыто рассказывает о возникающих проблемах при запуске новых цифровых продуктов или приложений.
В то же время власти республики в целом не поощряют медиавойны. Глава минкульта Казахстана Аида Балаева, комментируя дело журналистов «КазТАГа», призвала провести прозрачное и объективное расследование, но при этом напомнила журналистам, что государство может защищать профессиональные СМИ лишь в тех случаях, когда они соблюдают закон.
В конце ноября государственный советник Казахстана Ерлан Карин в своей колонке на сайте «Казправды» призвал прекратить «инфорэкет» в стране и предложил начать формировать новую цифровую этику – культуру ответственного потребления и распространения информации, построенную на здравом смысле и взаимном уважении.

