Московская неделя интерьера и дизайна: как столица формирует глобальную дизайнерскую повестку

16 декабря 2025, 12:18

От России к миру: как Москва укрепляет статус центра международного дизайна

Предоставлено пресс-службой
Читайте Monocle.ru в

Российская империя, а затем и Советский Союз оставили в наследство не только архитектурные шедевры, но и мощнейшие декораторские традиции. Гжельский фарфор, хохломская роспись, граненая посуда, ампирная мебель стали известны далеко за пределами государства. При этом в наше время отечественные образцы предметов интерьера и мебели долго оставались в тени европейских брендов. Однако в последние годы ситуация кардинально изменилась: отрасль переживает новый виток развития. Центром этого процесса стала Москва, где уже в седьмой раз прошла главная для индустрии выставка — Неделя интерьера и дизайна. Она позволила тысячам брендов заявить о себе на внутреннем рынке, а также начать международную экспансию.

Росли вопреки

По данным опубликованного в мае этого года исследования Агентства стратегических инициатив, сферу дизайна в России в ближайшие годы ждет кратный рост. Если в 2023 году выручка индустрии составила около 26 млрд рублей, то к 2030 году по прогнозам она может увеличиться в четыре раза, преодолев отметку в 110 млрд.

После ухода зарубежных брендов в 2022 году российский покупатель все чаще начал выбирать отечественную мебель, декор, отделочные материалы. Потребитель в целом устал от унифицированных предложений, предпочитая более уникальные самобытные решения. В результате шанс на развитие получили локальные бренды из разных уголков страны. Начало активно расти внутреннее производство, российский дизайн стал обретать собственный голос.

И теперь спрос на отечественные бренды растет не только внутри страны, но и за рубежом. Аналитики делают большую ставку на экспортный потенциал: уже через 5 лет объем поставок «дизайнерских» товаров за рубеж достигнет $2,7 млрд, что более чем в два раза превышает показатель 2023 года. Эксперты отмечают высокий запрос на российский стиль и эстетику в странах Азии и БРИКС.

На пути к мировой известности

Для того чтобы оказаться в этой точке, за последние несколько лет индустрия проделала большой путь. Его можно отчетливо проследить на примере Московской недели интерьера и дизайна, которая из регионального события практически сразу выросла в авторитетную международную выставку.

Так, в первом мероприятии в 2022 году принимали участие свыше 360 компаний из девяти стран. Тогда выставка стала ответом на возникшие вызовы и помогла российским предприятиям адаптироваться к новым реалиям. На шестой неделе интерьера и дизайна, которая прошла в мае этого года, уже были представлены более 1,2 тыс. организаций из 15 стран. В общей сложности за 3 года о себе смогли заявить свыше 4 тыс. брендов, а посетителями стали более 730 тыс. человек.

Теперь это крупное международное событие. Выставка стала центром консолидации отрасли, где презентуют новые коллекции, заключают крупные сделки, договариваются о выходе на еще не освоенные рынки. При этом участие для бизнеса абсолютно бесплатное.

Неудивительно, что основным символом седьмой выставки, которая проходила с 11 по 14 декабря, стала красная нить — своеобразный след, который российский дизайн оставляет в мировом пространстве.

В этом сезоне в экспозиции были представлены национальные стенды Белоруссии и Венгрии. Стоит отметить, что Московская неделя интерьера и дизайна теперь и сама активно путешествует: в сентябре она приняла участие в крупнейшей азиатской выставке мебели China International Furniture Fair (CIFF) в Шанхае. Там представили 27 российских компаний.

Так, среди них, например, оказался бренд уникальных предметов интерьера TM Studio с небольшим малосерийным производством в Ростове-на-Дону. Они получили предложение поехать в Шанхай уже после первого участия в выставке. Кроме того, Московская неделя интерьера и дизайна стала для них возможностью рассказать о себе большой аудитории, а также профессиональному сообществу и получить важную обратную связь.

Для многих участников выставка — это барометр индустрии и отражение главных тенденций. «В первый день Московской недели интерьера и дизайна я обхожу все стенды, чтобы составить представление о том, чем дышит мебельная отрасль сегодня, и посмотреть, что привезли локальные бренды со всей страны на выставку. Вижу новые тренды в дизайне интерьера и понимаю, что мы будем делать в следующем году, например добавим цвета или перейдем к более плавным формам», — отмечает директор по развитию Creativille, воронежской студии креативных обоев Анастасия Прокуратова.