Химическая промышленность является не только крупнейшим экспортером продукции, но и крупным потребителем импорта. В рамках национального проекта «Новые материалы и химия» поставлена амбициозная цель: снизить импортозависимость отрасли до 30%, и существенно поднять показатели экспорта.
По словам Дмитрия Хмелько, и.о. министра промышленной политики Краснодарского края, химическая промышленность региона устойчиво растет. За 9 месяцев 2025 года объем выпуска составил порядка 74,8 млрд рублей, что на 7,8% больше прошлого года. В настоящее время по линии министерства промышленной политики действует восемь программ субсидирования, в том числе, субсидирование 30% затрат на создание импортозамещающего производства.
«На этапе проекта мы заходим с долей 30% государственного финансирования. Максимальная сумма — до 300 млн рублей, — сообщил Дмитрий Хмелько. — Также у нас есть субсидия, которая компенсирует до 90% затрат предприятия на создание инженерно-конструкторских бюро. Благодаря этому запущено порядка 20 новых производств и выведено на рынок порядка 44 новых видов продукции, в том числе, и химической. Мы также думаем над новой мерой поддержки: фонд развития промышленности будет направлять средства на закупку условных роботов, а министерство промышленной политики будет субсидировать часть средств на интеграцию».
Льготное и заемное финансирование являются основными направлениями кубанского Фонда развития промышленности. Ставка для импортозамещающих производств составляет от 0,1%, максимальная ставка для промышленности в целом – 3%. В качестве невозвратной формы поддержки региональные предприятия могут получить грант и компенсацию процентов, уплаченных по банковским кредитам на оборотные средства. Таким образом, в качестве господдержки организация может получить до 500 млн рублей, из которых одна часть – невозвратная, а вторая является практически рассрочкой платежа.
Проблемы в топе
Участники рынка отметили ряд проблем, которые препятствуют развитию отечественной химической промышленности. «Промышленный сектор формирует порядка 30% ВВП. Однако после бурного восстановления в последние годы, мы зарегистрировали спад промпроизводства на 2,8%, а в химической отрасли выпуск по отдельным сегментам снизился на 1,5-2%. Это остановленные линии, недополученная прибыль», — сообщила заместитель исполнительного директора Координационного совета отделений РСПП ЮФО Ольга Полунина. Она считает, что стране необходимо создавать свои конкурентные технологии, товары и сервисы. А непосредственно химической отрасли нужны отечественные катализаторы, реакторы, специализированное программное обеспечение. Актуальным является создание технопарков и реализация мер поддержки для производителей оборудования.
«По данным открытых источников, дефицит кадров к 2030 году составит 3 млн людей. И мы как производственное предприятие уже чувствуем дефицит квалифицированных кадров. В 2023 году мы стали техническим партнером детского технопарка “Кванториум” в Новороссийске. На его базе была открыта и работает корпоративная лаборатория нашего предприятия, где для ребят проводятся лекции о важности промышленности в экономике страны. Совместно с детьми были разработаны и выведены на рынок новые концепции детских конструкторов. На постоянной основе проводятся экскурсии на предприятие. Мы понимаем, что эта игра в долгую, но уже с 9-15 лет мы формируем культуру труда у ребят и помогаем им определить свой вектор дальнейшего развития в профессии», — рассказал исполнительный директор компании «Руспласт» Максим Колозариди. Он подчеркнул, что только через совместную работу с образовательными учреждениями можно интегрировать и подготовить детей и студентов к разработке новых технологий для российской экономики. Причем, проекты должны быть основаны на реальных потребностях бизнеса.
«Наше предприятие занимается производством диоксида кремния, и оно было построено на китайской линии, потому что в России нет целиком готовых производственных линий, — говорит ведущий менеджер по развитию и продажам ГК «Химрусагро» Федор Прохоренко. — Мы закупали в Китае, но дорабатывали: делали дополнительные блоки, технологические элементы. И с каждым годом доля дополнительного российского оборудования увеличивается. Сейчас у нас 70% импортного и 30% российского оборудования». По словам специалиста, в настоящее время в России уже выпускается оборудование для малотоннажной химии на уровне европейских аналогов, но дешевле. Качество российского оборудования улучшается, поскольку его производители находятся в состоянии конкуренции. Однако управляющий директор ООО «Грандпром» Лев Селиверстов считает, что отечественное оборудование еще не прошло должную обкатку, поэтому является ненадежным и не будет гарантировать нужную окупаемость из-за частых поломок.
По мнению Владимира Алгинина, исполнительного директора Российского Союза производителей химических средств защиты растений, российский рынок сильно зависит и от китайских компонентов, необходимых для МСТХ: «Полупродуктов, которые необходимы для производства действующих веществ, в стране просто нет. Все было построено на китайском импорте, а Китай поставляет 75% действующих веществ от мирового потребления. Соревноваться в сегодняшних условиях, по сути, невозможно. Работать только на внутренний рынок будет очень дорого». Как считает собеседник, эффективными механизмами господдержки может стать ограничение ввоза препаративных форм действующего вещества на отечественный рынок, а также создание производственных цепочек в рамках национального проекта (нацпроект «Новые материалы и химия» – прим. ред.).
Со стахановским замахом
Впрочем, несмотря на китайскую экспансию, российским предприятиям удается развиваться. Например, компания «Кубаньполимер» вышла на новые рынки сбыта – Таджикистан и Узбекистан, нарастив долю экспорта продукции до 20%. После масштабных разрушений восстанавливаются химические предприятия в Луганской Народной республике. В мае 2025 года Минпромторгом ЛНР подписано три соглашения в рамках создания индустриальных парков: «Металлург» в Алчевске площадью около 80 га, «Стахановец» в городе Стаханов площадью порядка 50 га, и индустриальный парк на территории ООО «Лугамаш» в Луганске площадью 5 га. В реализацию запущено три проекта по восстановлению основных производств градообразующего предприятия Северодонецкого объединения «Азот».
В рамках программы импортозамещения Краснодарский завод промышленных минералов (АО «КЗПМ») в 2025 году стал первым в России предприятием, производящим органобентонит (добавка для растворов, применяемых при бурении нефтяных скважин – прим. ред.). При общей стоимости проекта 315 млн рублей льготные и привлеченные средства составили 220 млн руб. За первые три месяца с начала запуска линии было выпущено и реализовано 200 тонн органобентонита. «В планах – выйти на объем до 3 тыс. тонн в год и завоевать российский рынок. Это достаточно большой объем по сравнению с поставщиками-перекупами китайского продукта. Но сложность заключается в том, что они снижают цену, и надо с этим как-то бороться», — сказала директор по финансам и экономике АО «КЗПМ» Ольга Рикузова.
Максим Колозариди считает, что одним из вариантов решения проблемы китайской экспансии на отечественный рынок является создание кластерных цепочек и развитие технологий: «Два года назад мы стали проводить диверсификацию нашего бизнеса в производство промышленных товаров через участие в кластерной цепочке. Параллельно сохраняя развитие производства товаров для дома». По мнению собеседника, только через объединение в кластеры взаимосвязанных компаний, научных учреждений и образовательных организаций можно эффективно стимулировать инновационное развитие и конкурентоспособность российских предприятий.