Дженсен Хуанг готовится отмечать через три недели 63-й день рождения. Он уже более трех десятилетий (с момента ее основания в 1993 году) руководит Nvidia, которую превратил в самую богатую и в первую 4-триллионную компанию на планете, капитализация которой уже временно превышала даже 5 трлн долларов. Дженсен ни разу не жаловался на то, что начал терять интерес к работе. Он по-прежнему энергичен и полон идей, но акционеров и инвесторов все больше тревожит отсутствие ему замены. Они боятся, что риск ключевого человека, т.е. зависимость компании от руководителя c уникальным стилем руководства, у которого, как в случае с Хуангом, на седьмом десятке лет нет замены, негативно повлияет на дальнейшее развитие Nvidia.
Как-то незаметно, наверное, по причине моложавого вида Дженсен Хуанг стал самым «долгоиграющим» главой IT-гигантов в Кремниевой долине.
«Секрет быть главой так долго, во-первых – не попасть под увольнение,- недавно шутливо ответил Хуанг в Лас-Вегасе на вопрос журналистов, как ему удалось более 30 лет бессменно возглавлять Nvidia,- а во-вторых, избежать скуки».
С обоими «секретами» у Дженсена все в порядке: уволить его, по крайней мере, в обозримом будущем никто не сможет даже теоретически; да и со скукой проблем нет – работа в Nvidia сейчас ему так же интересна, как 30 лет назад. Однако все понимают, что даже в таком идеальном случае руководитель крупной компании, которому к тому же прилично за 60, должен думать о преемнике, о том, кому он, когда неизбежно уйдет на пенсию, оставит 4,5-триллионную компанию, возглавляющую «интеллектуальную» революцию. Между тем, Дженсен Хуанг ведет себя так, как будто ему все еще 30 лет, и ни слова не говорит о будущем Nvidia без себя, словно этот день никогда не наступит и он будет жить и работать вечно.
По крайней мере, Дженсен ничего не говорит об этом на публике, которой так же, как экспертам и аналитикам, ничего не известно об его наследнике, скорее всего по той причине, что его попросту пока еще нет. Естественно, такая ситуация не может не тревожить акционеров Nvidia и инвесторов.
«Невозможно быть инвестором Nvidia и не беспокоиться о риске ключевого человека»,- объясняет тревоги акционеров менеджер NZS Capital Йон Бэтгейт.
Ситуацию с преемником осложняет уникальный стиль руководства Дженсена Хуанга, заключающийся, если коротко, в быстром принятии самых важных решений и, так называемой, плоской организационной структуре, т.е. в минимальном количестве уровней иерархии между рядовыми сотрудниками и руководством. В любое время дня и ночи Дженсен ждет появления новой проблемы или возможности и готов к действиям. Неудивительно, что этот невысокий и на удивление энергичный несмотря на далеко не юный возраст человек в неизменной кожаной куртке много лет является лицом и визитной карточкой компании, стоимость акций которой только за три последних года выросла почти на 850% и штаб-квартира которой находится в Санта-Кларе, Калифорния.
«Он создал 4-триллионную компанию и все время был ее публичным лицом,- говорит портфельный менеджер Evercore Wealth Management Майкл Киркбрайд.- Мы очень надеемся, что еще очень долго не узнаем, как руководить такой компанией, как Nvidia, без него».
Отсутствие преемника, конечно, не означает, что Дженсен Хуанг руководит IT-гигантом абсолютно один и что у него нет помощников. Помощники, естественно, есть, соглашается Бэтгейт, например, Йэн Бак и Брайан Катанзаро. Так что говорить, что в случае, например, внезапной серьезной болезни или несчастного случая его некем временно заменить, все же нельзя. С другой стороны, уверен Бэтгейт, они хотя и пользуются заслуженным уважением в компании, но не обладают его стратегическим мышлением и рядом других важных качеств и не смогут сменить его у руля IT-гиганта. К тому же, обоим уже за 70.
У Nvidia есть четыре исполнительных вице-президента, кроме Бака и Катанзаро, вице-президентов по гипермасштабируемым и высокопроизводительным вычислениям и прикладным исследованиям в области глубокого обучения NVIDIA соответственно, это финансовый директор Колетт Кресс и главный юрист Тим Тетер. Они, конечно, моложе Хуанга, но финансисты и юристы крайне редко возглавляют крупные IT-компании.
Акционерам Nvidia и инвесторам приходится утешаться мыслью конспирологического характера: преемник есть, но о нем никто не знает.
«Планы наследования в подавляющем большинстве случаев держатся в тайне,- объясняет Мун Сурана из Harding Loevner.- По причине вероятного снижения конкурентоспособности и другим причинам компании редко заранее объявляют имена преемников».
Даже если Nvidia не является исключением из этого правила, то имя предполагаемого преемника Хуанга знает, кроме их с Хуангом, очень ограниченный круг лиц.

