Эксперт о переговорах в Абу-Даби: стратегия Украины не сработает

Михаил Захаров
обозреватель онлайн-редакции журнала «Монокль»
5 февраля 2026, 00:13

О том, какие манипуляции Киева предшествовали новому этапу переговоров в Абу-Даби, почему действия Украины злят Вашингтон, что за вопросы обсуждают делегации сторон в ОАЭ и как может развиваться ситуация на переговорном треке, «Моноклю» рассказал политолог-американист Малек Дудаков.

Rutube. скриншот с видео
Малек Дудаков
Читайте Monocle.ru в

Действительно, на текущий момент, как мы видим, украинская делегация вновь показала свою недоговороспособность, в частности, обвиняя российскую сторону в том, что мы якобы нарушали энергетическое перемирие, хотя всем было очевидно, что, конечно, Россия это перемирие соблюдала, пусть оно и носило неформальный характер.

Но американская сторона подтвердила правоту Российской Федерации, Дональд Трамп признал то, что Россия вполне честно и последовательно это самое недолгое недельное энергоперемирие соблюдала. И в данном случае некая психологическая манипуляция, которую мы наблюдали со стороны украинских лоббистов, пытавшихся склонить американцев на свою сторону и как-то совместно оказывать давление на Россию, провалилась. Она ни к какому эффекту не привела.

Американцы на текущий момент недовольны недоговороспособностью Украины, потому что лоббисты Киева во многом ломают ту стратегию, которую пыталась предпринять администрация Дональда Трампа. Потому что, я напомню, Соединенные Штаты, в данном случае в лице республиканской администрации, стараются представить себя не участниками конфликта и зачастую даже не участниками переговоров, а неким арбитром этого переговорного процесса.

В этой связи они надеялись в какой-то момент отойти в сторону, поучаствовать, скажем, в первом раунде, а потом уже дать возможность России и Украине навести диалог о том, что будет дальше происходить в рамках разрешения украинского кризиса.

Для американцев эта позиция удобна, потому что можно снять с себя ответственность за последствия этих переговоров. И если, например, переговоры проваливаются, можно заявить о том, что это не вина Соединенных Штатов – американцы сделали все, что могли, усадили Россию и Украину за стол переговоров, но вот русские с украинцами не смогли договориться. Если же переговоры заканчиваются успешно, США могут снять все гешефты и назвать это огромной выдающейся исторической победой Дональда Трампа, как это у него уже проявлялось на других направлениях.

Однако как раз украинские лоббисты и ломают эту стратегию, эту схему, эту конструкцию Соединенных Штатов, потому что как только американцы несколько отстраняются от переговорного процесса, украинцы сразу же проявляют недоговороспособность, начинают торпедировать переговоры, тормозить, выдвигать какие-то встречные, нереалистичные условия, обвинять российскую сторону в том, что мы якобы что-то нарушаем. В общем, делают так, что вести нормальные переговоры уже становится несподручным, поэтому американцам снова приходится поучаствовать в этом новом раунде переговорного процесса.

Очевидно, что, конечно, основные, наиболее чувствительные, принципиальные моменты в нем – это все, что касается вопросов территории, что касается нейтрального статуса Украины, гарантий безопасности, сокращения численности ВСУ по итогам конфликта; здесь пока что каких-то радикальных подвижек мы не видим. 

Что касается вопросов военно-технического формата, вот здесь, я считаю, какой-то прогресс, в принципе, возможен: все, что касается обмена военнопленными, обмена телами, возможно, создания каких-то пунктов для того, чтобы, допустим, гражданские лица могли пересекать линию боевого соприкосновения. Это все теоретически возможно, и, я думаю, что, может быть, какой-то прогресс мы увидим в рамках нынешнего этапа переговоров. 

Что касается принципиальных моментов, то здесь, как мы видим, продолжаются довольно сложные конфликтные торги между Соединенными Штатами Америки и Украиной. Украинцы даже отчасти пытаются шантажировать американцев, требуют для себя какие-то железобетонные гарантии безопасности, колоссальные фантастические цифры инвестиций в 800 миллиардов долларов в обмен на любые непопулярные решения, которые им рано или поздно придется принять. 

Я, честно говоря, не уверен в том, что эта стратегия Украины как-то выстрелит, как-то сработает, потому что время работает на стороне России: армия России продвигается вперед, Украина вынуждена отступать. И в этой связи, я думаю, рано или поздно какие-то непопулярные решения украинской стороне принимать в любом случае придется.

Но пока что украинцы стараются отчаянно затягивать переговоры в надежде на то, что как-то, хоть тушкой, хоть чучелком, им удастся из этой тупиковой ситуации выскользнуть. Однако, как я уже сказал, вряд ли это у них получится.